Top.Mail.Ru
Общество
Санкт-Петербург
0

Горящее колесо: почему в Петербурге второе лето горят автобусы и как это остановить

Автобус
Поставщики автобусов признали техническую недоработку и возместили перевозчикам ущерб

Одним из новейших символов Петербурга стал горящий автобус лазурного цвета. Явление пришло на улицы Северной столицы вместе с транспортной реформой, проведенной в прошлом году. Тогда вместо маршруток на линию выехали современные МАЗы, КамАЗы, ЛиАЗы и Volgobus. Некоторые из них воспламенялись за считанные минуты – к счастью, в 2022-м в горящем салоне никто не погиб. Пугающая тенденция, увы, перекинулась и на 2023-й. В июне петербуржцы вновь были вынуждены спасаться из автобусного пекла. О том, почему в городе горит общественный транспорт и как это исправить, – в материале «ФедералПресс».

Сколько автобусов сгорело в Петербурге

Ночью 27 июня на юге КАД в Петербурге сгорел пассажирский автобус «Волгабас». По словам очевидцев, он «вспыхнул как спичка» около полуночи. К 1:40 автобус выгорел полностью, остались только рамы. Пострадавших и погибших не оказалось.

Это уже третий сгоревший автобус за июнь 2023 года в Петербурге. Причем за три дня. В понедельник, 26 июня, пожарные утром потушили общественный транспорт на Ланском шоссе. Салон и кабина автобуса также выгорели полностью. В воскресенье огонь охватил туристический автобус на Обводном канале – полностью выгорел отсек двигателя. В обоих случаях водители успели вывести пассажиров до распространения пламени. Никто не пострадал.

Транспортный инженер, автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов считает, что проблему не стоит считать системной. По его словам, в июне 2023-го в Петербурге горели «три совершенно разных автобуса».

«Они отличаются и принадлежностью, и годами производства, разными типами горючего. Кроме того, что они сгорели с разницей в один день, ничего общего я не увидел», – отмечает Вергазов.

Эксперт, однако, задается вопросом, почему салоны автобусов сделан из легко воспламеняющегося пластика, который «горит как спичка»?

Летом 2022 года в Петербурге горели пять автобусов. Осенью и зимой – по одному.

Как власти реагируют на автобусные пожары

Прокуратура Приморского района Петербурга организовала проверку по факту возгорания пассажирского автобуса на пересечении Ланской и Студенческой улиц. Правоохранители дадут оценку действиям должностных лиц, ответственных за обеспечение технической исправности транспортного средства. Проверит надзорный орган и соблюдение требований безопасности при перевозке граждан.

Частые пожары в петербургских автобусах побудили депутата городского заксобрания Надежду Тихонову обратиться в комитет по транспорту. В запросе она перечислила пять «горящих» инцидентов в автобусах за последнее время и попросила чиновников рассказать о причинах. Также парламентарий интересуется поставщиком «огненной» техники и суммой заключенных с ним контрактов.

О причинах в общении с журналистами частично рассказал председатель комитета по транспорту Петербурга Валентин Енокаев. Он заявил, что возгорания автобусов могут быть следствием разных событий. По его словам, где-то огонь мог распространиться из-за некачественной проводки. Также случались возгорания в отсеке двигателя.

Енокаев уверил, что все случаи гарантийные, поставщики автобусов признали техническую недоработку и возместили перевозчикам ущерб.

Что говорят эксперты о причинах пожаров

Изучать причины горящих в Петербурге автобусов начали еще после первых пожаров в прошлом году. В частности, представители белорусского предприятия МАЗ предположили, одно из возгораний произошло после попадания масла из системы гидропривода вентилятора на горячие части двигателя.

В целом опрошенные «ФедералПресс» эксперты сходятся во мнении, что говорить о причинах июньских пожаров в автобусах преждевременно. По их словам, нужно дождаться официального заключения профильной комиссии по каждому конкретному случаю, в которой работают представители перевозчика, завода-изготовителя и транспортные специалисты.

«Эксперты должны изучить низковольтную проводку автобуса, посмотреть – сработала ли система автономного пожаротушения. Может, имела место ошибка сборки. Также необходимо установить, были ли нарушены правила эксплуатации, что стало источником возгорания. И это не все», – говорит президент союза производителей транспортного оборудования Денис Корчагин.

Петербургские автобусы при этом проходят регулярное обслуживание. Однако, отмечает независимый транспортный эксперт Михаил Бурцев, в 2022 году до и во время реформы «подвижной состав собирался в крайне оперативные сроки, чтобы выдержать обязательства по договору поставки». Это могло, по его мнению, сказаться на качестве сборки.

В Интернете также обсуждают «санкционную» версию частых возгораний. По ней, автобусы воспламеняются из-за некачественных китайских комплектующих, которыми заменили аналоговые. Однако Денис Корчагин в эту версию не верит. Во-первых, подчеркивает эксперт, если бы проблема была в деталях из КНР, то уже после первых возгораний их бы массово стали заменять. Во-вторых, все производители перед продажей серии продукта проводят тщательную проверку, так как они не заинтересованы в поставке «неудачных элементов».

«Для них это и возврат товара, и денежные, и репутационные потери», – объясняет Корчагин.

Михаил Бурцев добавляет, что, скорее всего, производителям «могло не хватить времени на тестирование деталей, которые подбирают вместо санкционных аналогов».

В целом, резюмируют эксперты, проблема автобусных пожаров в Петербурге не носит массовый характер и вряд ли к нему придет. После выявления единичных недостатков их устранят, говорят специалисты.

«А по качеству содержания и уровню бортового оборудования Петербург сейчас даже обгоняет Европу», – считает Денис Корчагин.

Фото: ФедралПресс / Кирилл Конторщиков, Татьяна Буторина

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.