Образ гопника получил широкое распространение в отечественной культуре в 90-е и последующие «нулевые». В сериалах, клипах и песнях тех лет регулярно появлялись «пацанчики с района» в спортивных костюмах и туфлях, сидящие на кортах, поглощающие семки в несчетных количествах. Это явление казалось относительно новым, и мало кто задумывался, откуда они взялись. Родиной гопников считается дореволюционный Петербург, а именно Лиговский проспект на сломе XIX и XX веков. О том, как столицу империи наводнили столь маргинальные элементы, как они жили при СССР и чем современные гопники похожи на своих предков – в материале «ФедералПресс».
Откуда в Петербурге появились гопники
Своим названием социальное явление «российские гопники» обязаны бывшему зданию гостиницы «Октябрьской» на Лиговском проспекте. Именно тут в конце XIX века организовали Государственное общество призора (ГОП), куда должны были свозить сирот из неблагополучных семей, несовершеннолетних маргиналов и малолетних преступников со всего города.
Учреждение содержалось на бюджетные средства, которых, естественно, не хватало. В ГОП со временем стали стягиваться многие опустившиеся до социального дна элементы, которые промышляли мелким криминалом. Основным контингентом же в приюте были беспризорники, тоже не чуравшиеся нарушений закона для получения легкой наживы. Помимо сирот, это были дети фабричных рабочих, занятых на производстве и не занимавшихся воспитанием детей, и подмастерья, сбежавшие от жестоких хозяев. Для силового превосходства они сколачивались в банды.
По сведетельсвам современников, у хулиганов был свой дресс-код – заломанные фуражки-московки набекрень, тщательно уложенный чубчик, красная фуфайка, высокие сапоги и папироса в зубах. Принадлежность к банде, то есть «своих» и «чужих», опознавали по цвету кашне и положению фуражки. Также одной из отличительных черт обитателей ГОПа были ярко-красные носки. Городские легенды гласят, что после преступления по горячим следам искали молодых людей с этим предметом гардероба – притом преимущественно в Государственном обществе призора.
После 1917 года в России сменилась власть. Но аббревиатура ГОП, известная к тому моменту уже всему городу, осталась. На момент революции в Петрограде уже несколько лет в ходу была фраза «А он часом не на Лиговке живет?» – так говорили о грубых и невоспитанных людях. При Советах учреждение стало именоваться государственным общежитием пролетариата. Его суть особо не изменилась – за ночлегом в бывшее здание гостиницы по-прежнему стекались беднейшие и опустившиеся социальные элементы. Несмотря на новое название, большинство мест в ГОПе по-прежнему занимали несовершеннолетние беспризорники, которых в городе продолжали называть гопниками. На фоне постреволюционных 1920-х число преступлений в Петрограде и на Лиговском проспекте в частности выросло в разы.
Чем промышляли гопники в 1920-х
Сферой своей «работы» гопники выбирали находящийся поблизости от общежития Московский вокзал, а также центральные районы Петрограда. Но самым опасным для законопослушных граждан все 20-е годы оставался Лиговский проспект, потому что там концентрация криминальных беспризорников была особенно крупной.
Гопники в Петрограде промышляли:
- карманными кражами,
- грабежом,
- групповым разбоем,
- изнасилованиями.
Часто «к делу» привлекали молодых и дерзких девушек миловидной внешности, которые нуждались в деньгах. Они давали понять состоятельному кавалеру, что положили на него глаз. Польщенные вниманием мужчины звали дам провести вечер, по итогу которого оказывались ограбленными и избитыми группой гопников. В некоторых полицейских отчетах даже говорится об убийствах по итогу таких «свиданий». Часто беспризорники из ГОПа были подозреваемыми в делах, связанным с довольно серьезными и грязными преступлениями. «Количество гопников определяется в Лигах», – говорили тогда в Ленинграде.
После 1920-х число гопников в городе уменьшалось благодаря тому, что молодое советское государство смоглу найти на них управу. Кого-то отправили за решетку, а с молодыми беспризорниками удалось наладить работу по встраиванию молодых людей в общество. Это даже отображено в «Педагогической поэме» Макаренко.
Однако хулиганские традиции «школы Лиговки» ушли и в другие регионы и, можно сказать, живы до сих пор. Однако после войны слова «гопник» в обиходе жителей Ленинграда и других городов не было. А вернулось оно в конце 1980-х.
Какими были постсоветские гопники
Гопники «перестроечного» периода переняли от своих «прародителей» отношение к хищению имущества на улице как к норме, отмечает исследовательница социальных явлений Елена Бессонова.
«Это было частью имиджа, средством развлечения и способом поддержания авторитета», – рассказывает ученая.
Она отмечает, что гопники 1990-х все больше стали перенимать жизненную философию, мировоззрение и общественное позиционирование от уголовников. Бессонова отмечает, что для «четких пацанов» важнее попытка напугать и унизить человека, постараться испытать над ним свою власть, а потом уже – присвоить его деньги. В 90-е отличительной чертой гопников стало активное употреблению воровского жаргона и ненормативной лексики.
В 2009 году доктор социологических наук, директор проекта «Новое поколение» фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова заявила, что к «гопоте» относится «не менее 25 процентов современной молодежи». К ним она причислила «ни к чему не стремящихся людей, без каких-либо моральных ценностей, находящих себя в массе себе подобных».
Российская история XX века показывает, что гопники становились обширным социальным явлением на сломе эпох. Но сейчас «пацаны на кортах» во дворах России встречаются намного реже, чем 20 лет назад. И, возможно, в будущем о таком типаже будут узнавать лишь по сериалу «Реальные пацаны» или ему подобным.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, Ксения Медведева