Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

Режиссер рассказала всю правду про учебу в творческом вузе: «Если ты полный ноль, ВГИК будет полезным»

съемочная площадка
Огромные гонорары, солидное финансирование и полное творческое самовыражение – мечта каждого абитуриента

Красные дорожки, автографы, огромные гонорары, солидное финансирование и полное творческое самовыражение – мечта каждого абитуриента. Но что на самом деле происходит за закрытыми дверями вуза, где учат лицедейству? Тася Лапшина родилась в Екатеринбурге, ее родственники живут в Челябинской области. Четыре года назад девушка отправилась покорять Москву, поступив на бюджет на режиссерский факультет ВГИКа. Теперь Тася знает всю правду об обучении в творческом вузе. Какие выпадут испытания для кошелька, нервной системы и эго студента, «ФедералПресс» узнал из первых уст.

Сколько бедному студенту приходится тратить на свой проект

Чтобы выпуститься из творческого вуза с кафедры игрового кино, придется выложить из своего кармана немало личных сбережений. Бедному студенту такие суммы бывают неподъемными: «В кино ты можешь много заработать, но сначала ты должен очень много потратить», – замечает выпускница.

Студент ВГИКа действительно получает финансирование от вуза, на которые может реализовать свой проект. Но как таковых денег он не видит. Тася объясняет, что существует понятие «деньги на списание». Во время составления сметы на съемки в документацию закладывают, предположим, стоимость аренды камеры и умножают сумму на количество смен. Из бюджета проекта эти деньги списывают.

За что надо платить студенту: «Приходится нервничать за год до проекта, чтобы как-то сэкономить. Некоторые ученики берут кредиты»

Приведем некоторые примеры от Таси.

  1. Питание для съемочной группы: «Если студент-режиссер еле как может прокормить себя самого, то это стресс». Девушка вспоминает: «Были бутерброды с самыми дешевыми колбасой и сыром. Или плов, который ты варишь сам с утра. Приносишь на площадку и видишь лица актеров, которые снимаются у тебя бесплатно и едят дешевую еду, хотя привыкли работать за 30 тысяч за смену с разнообразными полноценными блюдами в перерывах».
  2. Аренду квартиры, в которой будет происходит съемка студенческого проекта, вуз оплатить не может, не заключив специальный договор: «Никакой владелец квартиры не хочет на два дня заключать договор с налоговыми обложениями с вузом».
  3. Костюмы в вузе есть. Но есть одно «но»: зачастую вещи, которые может предоставить учебное заведение, старые, в потрепанном состоянии, а выбор невелик. Аренду костюмов придется заложить в смету проекта.
  4. Аренду мебели и другого реквизита придется оплатить самостоятельно: по той же схеме, что и с костюмами: «Во ВГИКе есть только два советских холодильника. Если тебе нужно в павильон для съемок его, а другие студенты уже заняли, то ты вынужден идти на коммерческий киносклад, из своих денег заплатить не только за аренду, но и оставить залог, например, 30 тысяч. Напомню, эти деньги должны быть уже на руках, заранее».

«Если индивидуальность толстая, ее невозможно сломать»

Чтобы закончить обучение на режиссера в творческом вузе, придется сломаться или держаться, однако «под раздачу» попадают все без исключения. Тася говорит, что в подобных учебных заведениях студентам тонкой душевной организации не выжить, не говоря уже о большом кино.

«В киноиндустрии твой проект могут облить грязью 10 раз, если ты это выдержишь, то на 11-й раз ты его снимешь», – отмечает выпускница.

Те, кто закончил ВГИК, к творческой давке в большом кино готовы и имеют иммунитет к критике.

«Мне не дали совершить творческую ошибку»

«Ну что, Туся (так меня называл мастер), ты победила. Но хорошо ли это?» – сказал студентке мастер курса кинорежиссер и педагог Вадим Абдрашитов сразу после просмотра дипломного проекта.

Тася говорит, что споры с преподавателями – частое явление. В ее студенческой жизни это было постоянно.

«Он не признавал, что это хорошо. Это больно слышать от педагога», – признается девушка.

Девушка напоминает, что режиссер формируется благодаря двум факторам: своему желанию совершить творческую ошибку и видению прекрасного своего мастера. Строгая методика преподавателя не позволила Тасе раскрыть свой потенциал и научиться на ошибках.

В творческих вузах оценки ставят не сколько за креатив, сколько за усердную работу. Но человеческий фактор играет решающую роль, считает Тася: «Те студенты, в которых преподаватели видели больше таланта, выигрывали на фоне меня. Хоть я буду пахать сутками, хоть уработаюсь!»

Однако при этом девушка начала понимать своего мастера, когда сама стала набирать учеников: Тася готовит абитуриентов к поступлению.

«Ты можешь сколько угодно работать, но если мои творческие идеалы не совпадают с другим человеком, то он становится мне непонятным, даже враждебным», – замечает Лапшина.

Чем полезно «высшее творческое»

Тася шла во ВГИК за базовыми знаниями, за знакомствами, за навыками, за портфолио: «Если ты полный ноль, то ВГИК будет полезным».

Академическое творческое образование – понятия полярные. С этим согласна и Тася. Но все-таки вуз помогает выработать дисциплину на съемочном производстве: сдавать все в сроки, контролировать все процессы и нести ответственность за договоренности.

Что делать после вуза: «Этот вопрос как соль на рану»

«Хочется, чтобы была какая-то тяжелая большая рука, которая меня направит. Мне сейчас очень сложно. Я на распутье», – говорит Тася.

Нам давали мало понимания, что делать после вуза, куда идти, переживает девушка. Кинофестивали для начинающих режиссеров является стартовой точкой карьеры. Но те фильмы, которые снимали во ВГИКе, не совсем подходят для этого.

Тася поступила во ВГИК, не имея в телефоне кучи номеров полезных людей. Семья девушки с кино не связана. Однако выпускница зазорным не считает нечестным, если человек пользуется ресурсами людей, находит правильных людей для продвижения проекта и просто имеет связи: «Если у тебя есть преимущество, почему бы его не использовать?»

У выпускников ВГИКа есть привилегия искать финансирование для своих проектов в Министерстве культуры РФ на протяжении пяти лет, добавляет бывшая студентка.

Тася осознает, что процесс поиска себя в профессии будет мучительный, долгий и наполненный защитой своего творческого эго от проигрышей и ударов судьбы. Но девушка по-прежнему любит кино. И эта работа по-прежнему является делом мечты.

«Если что-то находится на вершине твоих интересов и подходит тебе по деньгам, то и пробиться сложно. Но если готов, надо пробовать. И не думать дважды», – говорит Лапшина.

Ранее «ФедералПресс» писал о том, что российский режиссер назвал тех, кто заменит «надоевших» актеров Козловского и Петрова.

Фото: KARO Production / via Globallookpress.com / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.