Курганцы массово жалуются на высокие цены в такси и долгое ожидание машин. А водители сетуют на убыточность и с ужасом ожидают вступления в силу нового закона о такси. Многие планируют бросить «баранку» и навсегда уйти из профессии. Почему растет средний чек и как изменится рынок из-за жестких требований к таксистам – читайте на «ФедералПресс».
На такси не уехать, цены кусаются
«Что с ценами на такси, откуда такие тарифы? За три минуты – 700 рублей», – написал житель города на портале «Обратись».
Курганцы жалуются в соцсетях на то, что водители не берут дешевые заказы, и на долгое ожидание автомобилей.
«В течение двух часов невозможно вызвать машину. Цену подняли уже в два раза. Машины есть в округе, а заказы не берут», – пишет курганец в группе ЧП Курган» в соцсети «ВКонтакте.
Депутат гордумы Кургана и директор по развитию сервиса заказа такси «Максим» Алексей Маркин подтвердил, что заказать машину не трудно, а вот уехать намного сложнее.
Примерно 98–100 % водителей в сфере такси – самозанятые. Из них около 80 % только подрабатывают в такси, выполняют 1–2 заказа в день.
«Но они жизненно важны для отрасли, помогают выполнять заказы на пиках спроса. Летом многие водители уходят на сезонные работы: кто-то крыши ремонтирует, кто-то окна вставляет. Сфера такси для них сейчас менее интересна. Они возвращаются, как правило, осенью и зимой», – пояснил «ФедералПресс» Маркин.
Таким образом, количество водителей летом сокращается, а число заказов увеличивается за счет того, что люди часто ездят на дачу в СНТ и на пляжи. При этом растет и километраж заказов, что увеличивает время их выполнения, поэтому водителей свободных не хватает. Цены ползут вверх.
«Пока есть свободные водители в районе, цена заказа формируется стандартная, как только количество таксистов уменьшается или их нет совсем, срабатывает повышающий коэффициент», – пояснил Маркин.
Также собеседник прокомментировал жалобы курганцев о том, что их «заказы не берут, хотя приложение показывает в районе много машин».
«В приложении для заказа такси на карте показываются автомобили, которые вообще есть. Это не свободные машины, а те, что подключены к системе: они проезжают мимо или еще выполняют заказ», – сказал Маркин.
Средний чек растет
Статистика Росстата показывает рост цены поездки на такси в Курганской области в среднем на 23 %. Если в июне 2022 года стоимость одного километра была 18,99 рубля, то в аналогичном месяце 2023-го – 23,41 рубля, такие данные опубликованы в системе ЭМИСС.
По информации сервиса заказа такси, только в июне средний чек подскочил на 15–20 % по сравнению с маем.
«Цены подросли, потому что заказы стали длиннее. Если раньше было больше заказов по городу и из спальных районов, то сейчас много заказов за город, и они стали дороже. И водителей не хватает, поэтому чаще срабатывает повышающий коэффициент», – сказал Алексей Маркин.
Редакция отправила запрос в пресс-службу «Яндекс. Такси» с просьбой прокомментировать изменение цен и жалобы курганцев, однако на момент написания материала ответ не поступил.
Неисполнимый закон
Осенью правила игры на рынке такси в России поменяются. С 1 сентября вступит в силу новый закон о такси ФЗ № 580. Водители обязаны будут оформить самозанятость, получить разрешение на работу, ежедневно проходить медосмотр и ТО автомобиля. Кроме того, водителей не допустят до работы без полиса ОСАГО для такси, который стоит в 10–15 раз дороже обычного при одинаковой сумме страхового покрытия.
«Закон приведет к критической нехватке водителей такси. Как я говорил, на рынке 98–100 % водителей – фактически самозанятые, физлица. Большинство работает на личных автомобилях. У них доход на уровне средней зарплаты по региону, требования нового закона для них неисполнимы», – отметил Маркин.
Таксистам придется проходить медосмотры в начале и в конце смены. Водителей, которые выполняют 1–2 заказа в день, когда едут на работу или возвращаются домой, тоже отправят на осмотр.
Система здравоохранения не справится с таким наплывом. Как заявил собеседник «ФедералПресс», в городе попросту нет такого количество пунктов для медосмотра таксистов. Только у сервиса «Максим» в регионе работает более 1 тысячи водителей. Если все они придут на медосмотр, то очереди выстроятся на неделю. Один медик в час может принять до пяти водителей, за восемь часов – 40.
«Когда закон вступит в силу, перевозчики не смогут выполнять его требования. Мы будем отключать водителей, которые не соответствуют новым правилам. Водителей останется немного, а заказы будут поступать в том же объеме. Из-за повышающего коэффициента цены могут вырасти в десять раз», – спрогнозировал Маркин.
Водитель «Яндекс. Такси» в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» прогнозирует рост цен в два–три раза из-за новых правил на рынке. «Ездить на такси курганцам будет уже нецелесообразно. Вместо того, чтобы заплатить за поездку 800 рублей, вы, наверное, на автобусе бы уехали», – сказал водитель Руслан.
Проблему с оформлением самозанятости сервисы заказа такси уже решили. В приложении «Мой налог» водитель может зарегистрироваться в качестве самозанятого. Система автоматически передает данные по каждому заказу в ФНС, и водителю начисляется сумма налога.
Массовый исход водителей из такси
При выполнении десяти заявок набегает 2300 рублей грязными, из этой суммы вычитывается 18 % агрегатору и стоимость бензина. На руки таксист получает 1 500, пишет курганец в группе «Инцидент | Курган» во «ВКонтакте».
«Если выматываться в хлам и трешку зарабатывать в день, пробег в месяц будет 10 тысяч. Надо менять масло, а это минус 5 тысяч рублей из заработанного, комплексная мойка – еще 2 тысячи. И машина имеет свойство ломаться – еще минус 3–5 тысяч на запчасти. Получаем 63 тысячи в месяц с учетом, что выходных пять, а не восемь», – продолжил таксист.
И надо учитывать, что за два-три года такой езды по курганским дорогам личный автомобиль превратится в развалюху. А цены на машины сейчас кусаются.
На подходе – новый закон о такси, который еще больше усложнит жизнь водителям. Работать в таких условиях будет убыточно, заявляют таксисты. Они прочат массовый исход шоферов из отрасли.
«Из-за нового закона многие ищут альтернативу. Я после 17 лет работы в такси тоже ушел из этой сферы. Уйдет очень много водителей, к примеру, без гражданства, с непогашенной судимостью», – рассказал «ФедералПресс» бывший таксист Павел.
По мнению водителя «Яндекс. Такси» Руслана, количество водителей резко снизится из-за необходимости предоставлять справку о судимости. После вступления закона в силу они будут вынуждены уйти из такси. «В автопарках много такого контингента работает. А меньше водителей – больше цена. Необходимо вносить поправки в закон, иначе ничего хорошего не будет», – резюмировал Руслан.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Эксклюзивы «ФедералПресс»