В августе 2008 года Россия ввела войска в Южную Осетию для защиты этой территории от грузинских войск. Это произошло на фоне ухудшения отношений между Москвой и Тбилиси и обострения обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта. Прошедшие боевые действия имели серьезные геополитические последствия. «ФедералПресс» вспоминает о том, что говорил тогда еще президент России Дмитрий Медведев о конфликте между Россией и Грузией.
Очень краткая хронология августовских событий 2008 года
Грузино-осетинский конфликт берет свое начало в конце 80-х годов, когда в СССР обострился национальный вопрос, а малые народы пытались повысить свой статус. Так, Южная Осетия стремилась отделиться от Грузии и стать независимым государством, и с 1992 года ей это удалось. В мире независимость этой республики признают пять стран, включая Россию. Трижды конфликт в этом регионе перерастал в серьезные столкновения с жертвами: война 1991–1992 годов, конфликты 2004-го и 2008 годов.
Летом 2008 года произошло резкое обострение конфликта между Грузией и Южной Осетией. В начале августа стороны начали обстреливать друг друга, шли бои. 7 августа грузинская сторона объявила перемирие, но оно было нарушено. Стороны обвинили в этом друг друга. После этого грузинские войска начали обстреливать южные окраины Цхинвали, а в ночь на 8 августа обстреляли базу российского батальона смешанных сил по поддержанию мира и начали штурм города. Это привело к жертвам среди мирного населения, и Кремль решил вмешаться в конфликт.
Российские войска вошли в Южную Осетию 8 августа. Через четыре дня на переговорах между президентами России и Франции Дмитрием Медведевым и Николя Саркози обсуждалось урегулирование конфликта – план Медведева – Саркози. 13 августа Грузия приняла этот план с оговорками, затем документ подписали главы Южной Осетии и Абхазии (признана пятью государствами), а 16 августа – Медведев. Это означало окончание боевых действий.
Геополитические последствия конфликта:
- военная победа России;
- утрата Грузией контроля над Абхазией и Южной Осетией;
- признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России.
Как Дмитрий Медведев комментировал ситуацию с Грузией и Южной Осетией
«Мы не допустим безнаказанной гибели соотечественников»
С начала августа российский президент публично никак не комментировал осетино-грузинский конфликт, а 8 августа на совещании с постоянными членами Совбеза назвал Россию гарантом безопасности народов Кавказа, действия грузинских войск – актом агрессии против мирных жителей и миротворцев. Практически одновременно с выступлением Медведева в сторону Южной Осетии выдвинулась колонна 58-й армии.
«Россия исторически была и останется гарантом безопасности народов Кавказа. <...> Сейчас в Южной Осетии гибнут мирные люди, женщины, дети, старики, и большинство из них – это граждане Российской Федерации. <...> Мы не допустим безнаказанной гибели наших соотечественников», – сказал российский лидер.
Он добавил, что виновные понесут заслуженное наказание. За некоторое время до заявления Медведева к нему обратились живущие в Цхинвале россияне. Они заявили, что «не чувствуют, что являются гражданами великой страны», и вынуждены прятаться в подвалах от бомбежек.
«Агрессор понес значительные потери»
Утром 9 августа стало известно, что Россия начала операцию «по принуждению Грузии к миру». Медведеву позвонил американский президент Джордж Буш. Тема для разговора, конечно же, Южная Осетия. В этот же день российские войска освободили Цхинвали.
10 августа Медведев провел совещание с премьер-министром Владимиром Путиным, который предложил задокументировать преступления против гражданского населения Южной Осетии.
«Речь идет о судьбе наших граждан, мы все за них в ответе. Все те преступления, которые там совершены, должны быть самым тщательным образом задокументированы и впоследствии должны быть подвергнуты самому тщательному анализу – вплоть до наступления уголовной ответственности конкретных лиц, их совершивших», – заявил в ответ Медведев.
11 августа президент РФ сообщил, что значительная часть операции по принуждению к миру Грузии завершена, а на следующий день принял решения завершить военную операцию в Грузии. «Цель достигнута. Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооруженные силы дезорганизованы», – заявил Медведев.
Чем отморозки отличаются от обычных людей: версия Медведева
12 августа в ходе встречи президентов России и Франции обсуждался план урегулирования конфликта, а затем лидеры двух стран дали пресс-конференцию. На ней Медведев высказался достаточно жестко. Конечно, если не сравнивать его риторику с нынешними заявлениями в Telegram. Он сказал, что грузинская армия атаковала мирных граждан авиацией и артиллерией, а также не соблюдала прекращение огня.
«Отморозки тем отличаются от нормальных людей, что, когда они чувствуют запах крови, их очень трудно остановить, и тогда приходится прибегать к хирургическим методам», – высказался президент.
«Мы их сломали!»
19 августа Медведев прилетел в расположение 58-й армии. Там он поблагодарил военных, участвовавших в конфликте.
«Наши вооруженные силы преодолели кризис 90-х годов и сейчас являются боеспособными и могут выполнять любые миротворческие операции и защищать жизнь наших граждан! Я считаю, что наша сильная сторона – это боевой дух. Мы их сломали! Несмотря на внезапность нападения, степень интенсивности агрессии», – сказал он.
Недоумок Саакашвили и коллективный Запад
Сегодня в годовщину конфликта Медведев уже не как президент, а в качестве замглавы Совбеза опубликовал в Telegram пост, посвященный событиям 15-летней давности. Политик сумел увязать их со спецоперацией на Украине.
«За спиной недоумка Саакашвили стоял коллективный Запад, который уже тогда стремился раскачать ситуацию в непосредственной близости от границ России. Наши вооруженные силы защитили от врага наших людей, которые жили в Абхазии и Южной Осетии», – написал бывший российский лидер.
Он заметил, что «США и их вассалам» тогда явно не хватило опыта, но теперь они снова ведут «чужими руками преступную войну».
«Как и в августе 2008 года, наши враги будут раздавлены, а Россия добьется мира на своих условиях», – убежден Медведев.
Что думает об этом конфликте спустя 15 лет бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, неизвестно. Он, в отличие от Медведева, не может заниматься политикой – с 2021 года экс-президент находится в грузинской тюрьме.
Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев, РИА Новости / Казбек Басаев, РИА Новости / Дмитрий Астахов