Накануне своего 307-летия Омск получил подарок – памятник основателю Илье Бухгольцу верхом на коне. Имя автора проекта Михаила Минина хорошо известно горожанам. Одна из его работ – китайские львы Ши-Цзы, установленные в прошлом году на улице Музейной. Обозреватель «ФедералПресс» побывала у него в мастерской и выяснила, как родилась идея создания статуи всадника, с какими трудностями пришлось столкнуться и над какими новыми проектами скульптор работает сегодня.
Удачный дебют
Михаил, как родилась идея создания статуи всадника – основателю первой омской крепости Ивану Бухгольцу?
— Тринадцать месяцев назад ко мне обратились представители администрации города Омска с просьбой разработать проект конной статуи. Это их идея.
![]()
Вообще, в мире художников конная скульптура считается одной из самых сложных, и для меня это был своего рода экзамен, очень многому пришлось научиться и узнать.
С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Всадник – сложное изображение, и не все справляются с такой задачей. Вообще, прежде чем взяться за дело, надо было создать эскиз – для этого нужны отдельный проект и смета. После того как проект был создан и мы поняли, что он весьма удачен, начался следующий этап – реализация непосредственно самой скульптуры. Фигуру и рельефы мы лепили семь месяцев – это очень мало, но нам удалось уложиться в эти сроки. Мы использовали в своей работе увеличительную рамку. Эта эффективная технология позволяет увеличить скульптуру с высокой точностью, а не на глазок, как многие наивно полагают.
Почему в качестве места расположения памятника была выбрана Иртышская набережная?
— Когда мы создавали проект памятника с архитектором Марией Калницкой, предполагалось, что скульптура должна располагаться на площади Бухгольца – там, где сегодня находится шар. Тогда мы столкнулись с негодованием общественности, поскольку горожане прикипели и были против, если известную в Омске скульптуру заменят чем-то другим. Несколько недель продолжалась заочная дискуссия, даже создавалась петиция в поддержку «Шара». Тогда же поступило предложение установить скульптуру на Иртышской набережной, и это оказалось правильным решением.
![]()
Площадь Бухгольца – закрытое пространство, и для чего-то монументального она не очень подходит, а Иртышская набережная – река, простор. Словом, идеальное место. Мы немного отклонились от истории, поскольку считается, что высадка была именно в том месте, где расположен шар, но, на мой взгляд, это не важно. Город прислушался к мнению омичей, и все довольны. К тому же Иртыш – та водная артерия, по которой ходили первооткрыватели, и эта связь присутствует.
Соотношение цены и качества
Насколько известно, установка статуи велась совместно со специалистами из Екатеринбурга. Почему было принято такое решение – не доверяете сибирякам?
— Литейщиков не так много по стране. Многие памятники, которые установлены в Омске, изготавливали много лет назад в Омске, отливая по довольно простой технологии «в землю», которая на сегодняшний день вообще ушла в прошлое. Урал – центр металлургии нашей страны, и там до сих пор отливают различные скульптуры. У нас было три варианта, где можно было отлить скульптуру – Москва, Санкт-Петербург и Свердловская область, а точнее городок Красноуфимск.
Фигура Бухгольца довольно большая – 4 метра, и ее собирали по частям, а везти издалека – не самое лучшее решение. К тому же уральские мастера очень качественно льют. Здесь все сошлось: цена и качество.
Велось ли обсуждение с властями города и меценатами во время изготовления скульптуры?
— Основное пожелание – создать памятник Ивану Бухгольцу на коне. Нам очень повезло с заказчиками – администрацией города и ГК «Титан» в лице Михаила Сутягинского. Они не лезли в творчество, а полностью нам доверились. Отсюда на стадии создания проекта было понимание, что всем понравится итоговый проект.
Отдельную благодарность хочу выразить департаменту культуры администрации Омска, который взял на себя оформление всех документов.
![]()
Если не секрет, то какая стоимость скульптуры?
— По меркам скульптурного мира это очень дешево. На памятник вместе с прилегающей территорией ушло 30 миллионов рублей. Думаю, в Москве это было бы гораздо дороже. Идея была сложная, но реализуемая. Благодаря моим знакомствам в академии я привлек к работе довольно молодых ребят для создания рельефов, а также архитектора. Они были готовы поучаствовать в интересном проекте не за миллионы.
![]()
Все началось с кусочка пластилина
Как вы пришли к своей технике создания скульптур?
— Еще с институтских времен у меня даже в зимней куртке всегда лежал кусочек пластилина, из которого пытаешься слепить идеальную форму. Я окончил мастерскую академика Свешникова. Это весьма серьезная академическая школа, которая входит в тройку лидеров по обучению скульпторов. Ты понимаешь, что в этих стенах учились когда-то Илья Репин, Михаил Аникушин, Павел Трубецкой и другие известные люди. Это очень сильная мотивация. В итоге я стал академическим скульптором и стараюсь этого придерживаться.
![]()
Кто ваши любимые скульпторы и архитекторы?
— Среди архитекторов – однозначно Антонио Гауди. Он революционер в своем роде. Среди скульпторов мне нравится Джованни Лоренцо Бернини. Хотя многие говорят, что он скорее ремесленник, но именно это меня в нем и привлекает.
Есть ли у вас любимая работа собственного авторства, которую вы бы назвали делом всей жизни?
— Это скульптура филина, которую я слепил еще в Санкт-Петербурге. Сейчас она на выставке в Доме художников.
![]()
Вообще, у меня нет тяги к анатомии человека, я больше люблю людей показывать через животных. Возможно, в будущем появится что-то новое.
Фото: Александр Калашников, Михаил Минин, ФедералПресс / Екатерина Сумина


