Разгар туристического сезона вскрыл проблемы, которые в настоящее время имеет российская туристическая отрасль. Авиапарк страны в буквальном смысле слова больше не вывозит имеющийся пассажиропоток. Нещадно эксплуатируемые самолеты из-за технических проблем не могут оторваться от земли. Эксперты рассказали о причинах того, почему борты Red Wings не смогли взлететь и что ждет российские авиакомпании в будущем.
Техническая сторона вопроса
«Проблема требует глубокого анализа. Очевидно, что в ситуации с многодневной задержкой рейсов авиакомпании Red Wings сказывается нехватка бортов и влияние западных санкций, это характерно для отрасли в целом», – высказал свое мнение о проблемной ситуации с возвращением российских туристов из турецкой Анталии руководитель Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
О том, что российская авиация одной из первых почувствует на себе влияние западных санкций, эксперты начали говорить сразу после введения первых пакетов ограничений.
В первую очередь опасение вызывал ремонт самолетов за пределами страны и поставка импортных авиадеталей, поскольку их производство в России практически отсутствует. Это сложные, наукоемкие узлы и компоненты, с использованием электроники. Было понятно, что российская авиация какое-то время может просуществовать на имеющейся технической базе, но износ авиалайнеров непременно наступит. В среднем каждый борт встает на капитальный ремонт раз в два года.
«Техническое состояние российских воздушных судов в настоящее время не отличается от того, что было 1–2 года назад. Практически все воздушные суда обеспечены запчастями, хотя и делается это по более длинным цепочкам, с использованием 2–3 заграничных поставщиков», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров.
Российские авиакомпании в настоящее время перевозят пассажиров в основном на иностранных самолетах, и особой альтернативы у них нет. Российские аналоги по-прежнему находятся «в разработке» и до их введения в активную эксплуатацию могут пройти годы.
«Все запчасти, устанавливаемые на российские самолеты, номерные. Они заносятся в специальные реестры. Соответствие проверяется специальными структурами, включая Ростехнадзор, Росавиацию и транспортную прокуратуру РФ. Подлог авиационных деталей может иметь уголовную ответственность. Поэтому с этой стороны у отечественной авиации все в порядке», – считает Роман Гусаров.
Таким образом, вопрос с безопасностью пассажиров, с одной стороны, находится под неусыпным контролем, но с другой – полной гарантии никто дать не может. В каждой нештатной ситуации воедино складывается слишком много разноплановых факторов.
Авиаперелеты на практике – это «шок и трепет»
Как рассказывают очевидцы, техническое состояние самолетов авиакомпании Red Wings вызывает у пассажиров трепет. Так, один из сотрудников «ФедералПресс» возвращался из Анатлии в середине июля 2023 года.
«Мой рейс из Антальи в Екатеринбург задержали почти на 12 часов, а перевозчиком являлась все та же Red Wings с ее ломающимися «Боингами». Причина задержки тоже крылась в сломавшемся самолете, в результате чего мы ожидали резервного борта», – рассказывает сотрудник «ФедералПресс».
Он отмечает, что плохое техническое состояние самолета бросалось в глаза всем пассажирам.
«Сиденья сломаны и не опускаются, невозможно отрегулировать свет (пульты вырваны), а в момент взлета я стал верующим человеком. Самолет настолько ужасно завывал, что мне казалось, мы разобьемся. После посадки его опять отогнали на ремонт, и снова задержали рейс, а я лишь убедился, что в России по-прежнему очень много компаний, которые манкируют своими обязательствами», – считает пассажир авиакомпании Red Wings.
Судьба самолетов – непрекращающийся ремонт
Между тем, как сообщается на сайте Red Wings, организация входит в десятку крупнейших в России. Первоначально она называлась «Авиалинии 400», видимо, по числу пассажиров, которые в среднем могут быть размещены в салонах самолетов. Так, во время последней крупной задержки в Анталии вылета несколько дней ожидали около 400 пассажиров, а из Екатеринбурга этот же борт должен был поднять в небо 413 человек. Из Турции туристы ожидали вылета более двух суток, за это время некоторым из них стало плохо, включая ребенка.
«Несмотря ни на что, Red Wings – это крупная российская компания, в ее парке насчитывается несколько десятков относительно новых самолетов, которые способны выполнять дальние рейсы», – отмечает Роман Гусаров.
В авиакомпании Red Wings признали проблему оперативно. На горячей линии авиакомпании старались помочь пассажирам и их родственникам. Однако справиться с ситуацией быстро не удалось. В России попросту не оказалось свободных воздушных судов, которые бы авиакомпания смогла нанять на коммерческой основе для вывоза из Турции своих пассажиров. Собственных возможностей компании не хватило: все ее борты были либо в воздухе, либо на ремонте.
«Проблемы, с которыми столкнулась авиакомпания Red Wings – это лишь отчасти проблема технического обслуживания самолетов. Технический сбой произошел в разгар туристического сезона, когда самолеты всех авиакомпаний страны находятся «в воздухе». Каждый год в августе происходит одно и то же, это уже как стандарт, – подменных бортов нет, их нет во всех авиакомпаниях. У Red Wings, казалось бы, подменный борт был, но он тоже сломался», – делится своим мнением Роман Гусаров.
Отметим, что на сегодняшний день Red Wings, по данным экспертов, является единственной авиакомпанией, которая осуществляет рейсы из Екатеринбурга в Турцию. Они относятся к дальним и могут осуществляться самолетами типа «Боинг-777» и «Суперджет».
«Все самолеты находятся в «постоянном ремонте», их постоянно обслуживают – инженерные службы аэропортов, специалисты капитального ремонта. В зимний период такая работа незаметна, а летом пассажиропоток возрастает в несколько раз, все самолеты задействованы и любая «накладка» оказывается на виду. Уверяю, что в такую пиковую летнюю нагрузку возможности техники даже превышают возможности пилотов», – рассуждает Роман Гусаров.
Перспективы российского авиапрома
«В течение следующего десятилетия пересесть на отечественные самолеты нам вряд ли удастся. Ведутся активные работы по импортозамещению. В разработке корпорации «Яковлев», например, – отечественный среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Впрочем, и сейчас авиапарк страны – это достаточно новая техника. Но нам нужны свои борты для дальних перелетов», – считает Роман Гусаров.
Тем не менее ежегодно летний период можно считать проверкой работы отечественных авиаперевозчиков в экстремальных условиях. При возросшем пассажиропотоке она демонстрирует регулярные сбои, что констатируют все эксперты. Если ситуация не изменится, то все чаще российские туристы будут застревать за границей.
Ранее сообщалось, что в Екатеринбурге на 12 часов задержали вылет еще одного самолета Red Wings.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Эксклюзивы «ФедералПресс»