Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях, заявил недавно президент РФ Владимир Путин и поручил направить бюджетные средства на поддержку российского автопрома. На каких машинах ездят губернаторы и чиновники «тюменской матрешки», готовы ли они отказаться от иномарок и как будут исполнять поручение Путина – читайте на «ФедералПресс».
Автопарк тюменских чиновников
«В распоряжении автобазы правительства Тюменской области 76 % техники российского производства. Губернатор в зависимости от условий и задач поездки вправе пользоваться автотранспортными средствами, принадлежащими правительству региона», – ответили на запрос «ФедералПресс» в департаменте по общественным связям, коммуникациям и молодежной политики региона.
Обновлять правительственный автопарк власти пока не планируют. Деньги на покупку машин в 2023 году в казне не предусмотрены. А бюджет региона на 2024 год сформируют только в декабре.
Отметим, федеральное законодательство разрешает чиновникам тратить бюджетные деньги на покупку служебного транспорта при соблюдении двух условий:
- машина должна числиться в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ;
- наличие разрешения Минпромторга России на закупку иностранного автомобиля, в случае его отсутствия в реестре.
За последние пять с половиной лет регион закупил 2778 транспортных средств (в том числе автобусов, скорых и грузовых машин), из которых иностранных только 24 штуки: 12 автомобилей, 3 микроавтобуса и 9 автобусов. Об этом сообщил губернатор Александр Моор на пресс-конференции в честь Дня рождения Тюменской области.
«Да, президент сказал, что мы должны ездить на отечественных автомобилях, но при этом от импорта не стоит отказываться. Президент – здравомыслящий человек», – подчеркнул Моор.
Губернатор допустил закупки иномарок «для отдельных функций», но только после разрешения Минпромторга.
Моор также раскрыл журналистам, на каком служебном автомобиле ездит.
«Машину все хорошо знают в городе. Это Toyota Land Cruiser 2011 года выпуска. Даже если используем представительские автомобили, то делаем это рачительно и не меняем их как перчатки», – заключил глава региона.
На чем ездят чиновники Югры
Югорских чиновников и губернатора округа Наталью Комарову возят на служебных машинах российского и иностранного производства, самые старые из которых 2000 года выпуска. Часть иномарок собрали в России либо купили до введения санкций, пояснили «ФедералПресс» в департаменте внутренней политики Югры.
На сегодня доля отечественных автомобилей, используемых для обслуживания чиновников Югры разного уровня, составляет 27 %. Закупать российские машины для обновления автопарка власти региона планируют только по мере износа действующего транспорта.
Какие машины входят в автопарк лично Натальи Комаровой, в правительстве округа засекретили.
«Губернатор использует для рабочих поездок автомобили различных марок, в том числе российские. Для обеспечения безопасности высшего должностного лица субъекта РФ предоставить информацию о конкретных транспортных средствах, используемых губернатором, не представляется возможным», – пояснили в департаменте внутренней политики Югры.
Губернаторская LADA XRAY
В правительстве Ямала «ФедералПресс» на аналогичный запрос лишь предоставили информацию о том, на каком автомобиле губернатор Дмитрий Артюхов ездит по региону в ходе проекта «Честный маршрут» – LADA XRAY.
Глава региона крутит баранку российского кроссовера уже пять лет. Ежегодно в августе он проезжает более тысячи километров по дорогам округа, останавливается в крупнейших городах и небольших поселках.
«В поездках губернатор пользуется исключительно отечественным автомобилем и неоднократно давал ему положительные отзывы. После «Честного маршрута» глава региона традиционно передает автомобили организациям Ямала», – ответили на запрос «ФедералПресс» в пресс-службе губернатора Ямала.
В этом году Дмитрий Артюхов тоже отправился в поездку по Ямалу за рулем LADA XRAY.
Патриотизм на колесах
Поручение президента по обновлению автопарков чиновников российскими авто будет исполнено, но не сразу и не массово, считает директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.
По мнению эксперта, в решении Путина кроется не столько экономическая, сколько политическая составлявшая, важный символический элемент.
В современных реалиях внутренние деньги необходимо направлять на поддержку российских производителей. Автомобильные заводы работают в непростых экономических условиях, они не должны простаивать, а сотрудники – остаться без заработка.
«Странно, когда страна проводит импортозамещение, но в это же время государственные деньги, заработанные на налогах рабочих и российских богатствах, идут на поддержку иностранных производителей. Чиновники должны подтвердить патриотизм и своими деяниями», – сказал Русаков «ФедералПресс».
Эксперт обратил внимание, что руководство и политики стран, которые производят автомобили, ездят на национальных машинах. Это правило там соблюдается. Российским чиновникам надо бы перенять этот опыт. В отечественном автопроме тоже найдутся достойные машины представительского класса, пусть даже и не полностью российские, подчеркнул он.
«Не вижу механизма саботажа этого решения, потому что иностранных производителей в России физически нет. А схема параллельного импорта вряд ли подойдет для госнужд. Да и выбор есть только среди китайских производителей», – добавил Русаков.
Постепенно автопарки чиновников станут полностью российскими, это неизбежно в нынешних реалиях, заключил эксперт.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Ирина Ромашкина
Эксклюзивы «ФедералПресс»