22 августа в Йоханнесбурге откроется саммит БРИКС. Он соберет представителей 60 государств не западного мира. От Китая в нем будет участвовать лидер страны Си Цзиньпин, от Индии – премьер Нарендра Моди, Россию представит глава МИД РФ Сергей Лавров, президент Владимир Путин выступит по видеосвязи. «ФедералПресс» разбирался в том, что политики будут обсуждать и чем саммит важен для России.
Как БРИКС хочет обогнать «Большую семерку»
Одним из приоритетных тем саммита станет его расширение. Аргентина, Египет, Саудовская Аравия и Иран в прошлом году заявили о желании вступить в БРИКС. Всего к организации хотят примкнуть 23 страны. Глобальный Юг рассматривает БРИКС в качестве альтернативной платформы мировой экономики на фоне западных санкций.
БРИКС пытается бросить вызов США и их союзникам и стать «более громким голосом» Глобального Юга на фоне трений между США и Китаем, разрешить разногласия относительно военного конфликта России и Украины, обращает внимание издание Bloomberg.
Расширение сулит объединению хорошие перспективы. К 2024 году половина мирового производства будет приходиться на БРИКС, что станет больше, чем у «Большой семерки», подсчитали аналитики Bloomberg Economics.
Журналисты Financial Times пишут, что Китай считает объединение стран силой, которая бросает вызов Западу. Так, высокопоставленный китайский чиновник заявил, что если члены БРИКС будут соответствовать по ВВП странам «Большой семерки», тогда их объединенный голос «лучше услышат в мире».
Ему вторит посол Китая в ЮАР Чэнь Сяодун: «Расширение является ключом к повышению жизнеспособности механизма БРИКС. Я верю, что саммит этого года станет новым и уверенным шагом на этом фронте».
Саммиты БРИКС, по крайней мере до сих пор, никогда не были местом, где принимаются какие-то конкретные решения, заметил в беседе с «ФедералПресс» политолог и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Дискуссия о принятии новых членов, считает эксперт, будет идти вокруг того, как расширять, но не терять смысла и содержания организации. «Поскольку четко сформулированных критериев для принятия новых членов нет, то этот вопрос затянется, но Южная Африка заявит это как цель», – добавил Лукьянов.
Поворот в сторону Африки
Стать членами БРИКС хотят чуть больше 20 государств, большинство – из Африки. Официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь рассказал журналистам, что на саммите будет углублено сотрудничество в сферах финансов, безопасности, глобального управления и гуманитарных наук.
«Эта встреча будет посвящена теме углубления партнерства между БРИКС и Африкой, содействию взаимному росту, достижению устойчивого развития, укреплению инклюзивности и многосторонности», – приводит его слова газета «Коммерсант».
Западные СМИ обращают внимание, что Индия и Бразилия не поддерживают ускоренное расширение БРИКС, за которое выступает Китай.
«Большой БРИКС станет вызовом для Запада. Но это не смертельная угроза. Усилия Китая по расширению блока обнажают его напряженность и противоречия. Вместе с ним идет ослабленная Россия, но Бразилия, Индия и Южная Африка настроены скептически», – пишут журналисты The Economist.
Россия на БРИКС
Российский лидер Владимир Путин примет участие в саммите по видеосвязи и выступит с речью. Еще в июле он заявил: «Я не думаю, что мое пребывание на саммите БРИКС важнее, чем мое пребывание здесь в России сейчас». The Washington Post не исключает, что Путин может объявить в ходе саммита о бесплатных поставках зерна в ряд развивающихся стран.
Обсуждать в ходе БРИКС наверняка будут и конфликт на Украине. Путин, скорее всего, не обойдет эту тему стороной и вновь представит странам Глобального Юга точку зрения Москвы на этот вопрос. Члены БРИКС всегда очень осторожно высказывались по поводу конфликта между Москвой и Киевом.
«Европейский Союз рассматривает БРИКС в первую очередь как дискуссионную площадку, которую расширение может скорее ослабить, чем укрепить, способность Путина использовать эту группу в качестве международной платформы вызывает беспокойство», – цитирует Bloomberg официального представителя ЕС.
Для России, считает Федор Лукьянов, важно показать, что БРИКС формируется как не антизападное, но альтернативное ему сообщество.
«Это мощные страны, проводящие самостоятельную политику, которая не диктуется ни чьими интересами, кроме их собственных, а сам факт наличия этого – это соответствует задачам России. Это та опора, на которую Россия может опираться в своей нынешней непростой ситуации», – полагает главред «России в глобальной политики».
По его мнению, превратить БРИКС в антизападную организацию не получится, поскольку кроме России там никто не готов противопоставлять себя Западу, но члены сообщества хотят от него дистанцироваться.
«Еще одной важной темой для нас станет движение к какой-то общей системе взаиморасчетов. В обиходе это называют единой валютой, но до единой валюты бесконечно далеко. К некой системе, когда страны БРИКС ведут финансово-экономические отношения без участия посредника в виде доллара США – это и для нас персонально важно. Это будет поддерживать и Китай, и Индия. Это наиболее важная тема, если смотреть на практический выхлоп», – добавил Лукьянов.
Фото: РИА Новости / Михаил Метцель
Эксклюзивы «ФедералПресс»