Спустя два месяца после неудавшегося мятежа 62-летний бизнесмен Евгений Пригожин разбился в авиакатастрофе под Тверью. Вместе с ним в бизнес-джете летел почти весь руководящий состав ЧВК «Вагнер». Официальных версий крушения пока нет. «ФедералПресс» поговорил с военными экспертами, что теперь будет с ЧВК «Вагнер», сможет ли она продолжить свое существование.
Что произошло с самолетом Пригожина
Бизнес-джет Embraer-135 с бортовым номером RA-02795 летел из Москвы в Санкт-Петербург. Катастрофа произошла в районе населенного пункта Куженкино. Сервис Flightradar24 утверждает, что к 18:10 борт вышел на крейсерскую высоту,а а всего через девять минут его крейсерская скорость стала меняться и борт начал резкое снижение.
По данным ряда телеграм-каналов, основной версией происшествия является взрыв в небе. Тело Пригожина пока не идентифицировали, но рядом на месте авиакатастрофы нашли его телефон, пишет Al Jazeera. По данным издания MSK1.Ru, тела погибших в авиакатастрофе доставили в бюро судебно-медицинской экспертизы в Твери, в том числе тело Евгения Пригожина.
Кто летел вместе с главой ЧВК «Вагнер»
Через некоторое время после авиакатастрофы Росавиация опубликовала список пассажиров бизнес-джета.
Среди них три члена экипажа, сам Евгений Пригожин и шесть приближенных к нему людей:
- Дмитрий Уткин – офицер Главного управления Генерального штаба ВС РФ в 1993–2013 годах, кавалер четырех орденов Мужества. По его позывному названа ЧВК «Вагнер». В мае 2014 года, как писали СМИ, организовал базу подготовки бойцов и собственное подразделение, которое позже получило название ЧВК «Вагнер». По данным ряда телеграм-каналов, являлся правой рукой Пригожина, занимался командованием и боевой подготовка наемников.
- Евгений Макарян – в ЧВК «Вагнер» с марта 2016 года. Позывной «Макар». По некоторым данным, бывший участковый.
- Валерий Чекалов – менеджер компании «Конкорд», наиболее приближенный к Пригожину. Вероятно, обеспечивал логистику группы «Вагнера», сирийские и африканские проекты.
- Сергей Пропустин – в составе ЧВК «Вагнер» с 2015 года. Утвержается, что воевал во втором разведывательно-штурмовом отряде. Позывной – Кедр.
- Александр Тотмин (с позывным Тот)
- Николай Матусеев
Члены экипажа:
- первый пилот Алексей Левшин,
- второй пилот Рустам Каримов,
- стюардесса Кристина Распопова.
Что будет с ЧВК «Вагнер»
Спецкор телеканала RTVI Алексей Сочнев утверждает, что финансирование военной кампании осуществлялось исключительно на средства Пригожина и «Вагнер» после гибели последнего прекратит свое существование. По его мнению, «вагнеровцы» могут перейти на службу в Минобороны или в другие ЧВК, которые тоже могут работать в Африке.
Старший научный сотрудник Академии военных наук Владимир Прохватилов считает, что ЧВК «Вагнер» если не прекратит свое существование, то потеряет боеспособность.
«Я думаю, ЧВК «Вагнер» будет рассеян. Возможно, останется в Белоруссии. Там пригодится. Сейчас уже переманивают «вагнеровцев» в другие ЧВК. Естественно, они будут под Минобороны, под разными корпорациями. Такой эффективности и боеспособности уже не будет, потому что эта армия была создана с нуля серьезными военными, которые умеют воевать, но и создавать медиаполе. Я думаю, Африка будет потеряна, а ЧВК «Вагнер» если не будет расформирована, то будет ослаблена до такой степени, что не будет иметь никакого значения», – заявил эксперт в беседе с «ФедералПресс».
Военный обозреватель Виктор Литовкин придерживается другого мнения. Он считает, что государству невыгоден роспуск «Вагнера», чтобы «40 тысяч умеющих воевать мужиков сидели без дела».
«Я думаю, что ЧВК «Вагнер» сохранится. Есть у них совет командиров. Они соберутся и примут дальнейшее решение по поводу этой структуры. Я думаю, что ЧВК «Вагнер» – полезная группировка, в том числе и для России. Есть те деликатные задачи, которые выгодно, чтобы решала такая организация», – добавил аналитик.
По его словам, в ЧВК «Вагнер» около 40 тысяч людей, которые имеют опыт боевых действий, им нужна работа и нужно кормить семьи.
«Глупо было бы распустить их по домам, не используя их опыт и знания в интересах нашего государства. Выгодно, чтобы они были вместе как структура и решали задачи, которые решали до того», – полагает Литовкин.
Краткая история «Вагнера» и Пригожина
Напомним, что ЧВК «Вагнер» была создана в 2013 году. Ряд стран признал ее террористической организацией. «Вагнеровцы» участвовали в боевых действиях на Украине, в Сирии и Африке. После неудавшегося мятежа с 23 на 24 июня 2023 года «вагнеровцы» переместились в Беларусь.
Пригожин до создания группы «Вагнера» был судим, в 1990-е годы открыл в Ленинграде сеть по продаже хот-догов, в 1996 году – элитный ресторан «Старая таможня» и основал компанию «Конкорд Кейтеринг». В ресторане New Island, также принадлежащем Пригожину, в 2001 году ужинали президенты России и Франции Владимир Путин и Жак Ширак. Бизнесмен также являлся основателем Агентства интернет-исследований, так называемой «фабрики троллей», и медиахолдинга «Патриот», который после мятежа прекратил свое существование.
Вот что Пригожин говорил о своей смерти в одном из интервью: «Лучше умереть героем, чем жить ******. <...> Потом в учебниках истории скажут, что могло бы быть все лучше, но там же не только я мешаю. <...> Мы все попадем в ад, но в аду будем лучшими».
Фото: РИА Новости / Александр Гальперин, ФедералПресс/Анна Евстигнеева, ФедералПресс / Иван Бушман
Крушение самолета Пригожина