Калининградцы перманентно недовольны. То небольшими зарплатами, то подорожанием товаров и услуг, то бесплатной медициной и нашествием туристов, отнимающих место под балтийским солнцем. На днях случилась новая напасть: цены на заправках совершили очередной скачок вверх. Народное недовольство подорожанием топлива вылилось в соцсетях. Что случилось с ценами на бензин в самом западном регионе страны, разбирался «ФедералПресс».
Сколько стоит заправить авто в Калининграде
В день выхода материала цена АИ-92 на популярных сетевых заправках в регионе была 53,79 рубля на «Балтнефти» и 53,67 рубля на «Лукойле». В свою очередь, АИ-95 стоил на «Балтнефти» 56,89 рубля, на «Лукойле» – 56,42.
Таким образом, чтобы заправить свою «ласточку», калининградцу за 20 литров бензина придется заплатить 1133,32 целковых при средней цене 56,66 рубля за литр АИ-95.
«Почему цены так поднялись на бензин? Мы же сами его изготавливаем и не зависим ни от кого, почему так дорого и так резко?» – спросили жители региона на странице губернатора области Антона Алиханова «ВКонтакте».
По мнению областного минэкпрома, в росте цен на топливо виновата рыночная экономика, отпущенные на свободу цены и продавцы, которые устанавливают их «самостоятельно, исходя из закупочной стоимости».
«Все же в нашей стране действует свободное ценообразование и рыночная экономика <...> Основную часть розничной цены составляет оптовая цена и услуги транспортировки в Калининградскую область», – отвечает ведомство на вопросы граждан в аккаунте Алиханова.
Также профильное министерство рекомендует гражданам в случае резкого увеличения цены на топливо обращаться в УФАС, которое примет меры, «предусмотренные действующим антимонопольным законодательством».
Для сравнения: цены на бензин в другом отдаленном от центра регионе оказались ниже, чем в Калининградской области. Так, во Владивостоке цена на АИ-92 в настоящее время 51,62 рубля за литр, АИ-95 стоит 52,54 рубля, а дизтопливо – 65,47.
Как меняется цена на топливо
«Каждую неделю цена растет на 30–40 копеек. Государство не в силах регулировать ценообразование? Печально конечно», – пишет жительница региона Лариса в ВК.
Официальная статистика утверждает, что стоимость топлива действительно увеличивается. И это вполне логично на фоне ситуации, которую деликатно формулируют как «вызовы современности», а проще говоря, роста цен и падения рубля из-за санкций и экономической блокады.
По официальным данным Калининградстата, средняя цена АИ-92 с мая по июнь 2023 года составила 52,42 р/л, цена АИ-95 была 55,73 р/л. Если сравнивать с примерной стоимостью бензина в конце августа, то за литр бензина на заправке сейчас приходится платить на рубль больше.
Топливо дорожает не только в Калининградской области. Еще в середине августа рост цен на бензин на АЗС страны с огромными запасами нефти превысил уровень инфляции. Так, с 8 по 14 августа 2023 года показатели выросли на 0,53 % по сравнению с предыдущий неделей, по данным Росстата.
С начала 2023 года рост цен на бензин составил 6,03 %, что оказалось выше уровня инфляции в 3,52 % за тот же период.
«Министерство энергетики, комментируя ранее данные Росстата по росту цены бензина на АЗС выше инфляции, называло такую ситуацию временной. Так как стоимость моторного топлива определяется рынком, то в отдельные моменты происходят колебания», – пишет ТАСС со ссылкой на данные Росстата.
В чем причины подорожания топлива: власть и эксперты
Кроме свободных цен, которые владельцы АЗС трактуют исходя из собственных финансовых затрат и аппетитов, есть еще один фактор, влияющий на ценообразование.
Минэкпром региона отмечает, что в Калининградской области нет нефтеперерабатывающих заводов, а «хозяйствующие субъекты «Лукойла», «РосНефти», «Нефтегаза», «Сургутнефтегаза» являются розничными продавцами». И основную часть розничной стоимости топлива в регионе составляет оптовая цена и услуги транспортировки в Калининградскую область. Заводить топливо в российский эксклав из-за санкций приходится по морю.
«Сейчас на территории области занимаются нефтедобычей две компании, но информация о заинтересованных в строительстве нефтеперерабатывающего завода инвесторах пока нам не поступала», – сообщает Минэкпром Калининградской области во «ВКонтакте».
В ведомстве поясняют, что «строительство нефтеперерабатывающего завода возможно только за счет средств частных инвесторов без финансового участия федерального и регионального бюджетов».
В свою очередь эксперты уверены, что топливный рынок может поддаваться серьезной коррекции со стороны исполнительной власти и административных органов.
«Существует ФАС, которая препятствует ценовому сговору производителей и продавцов. Также существуют другие способы, находящиеся в руках чиновников. Например, проверить договоры аренды земельных участков по АЗС, и у торговцев может пропасть желание играть в свободных игроков и накручивать цены. Есть также много других административных рычагов, которые в других субъектах в кризисных ситуация достаточно успешно применяет власть», – сказал эксперт, политический и экономический аналитик Владимир Соловейчик.
Какие альтернативы есть для автовладельев
В перспективе альтернативой для жителей Калтнинградской области могут стать электрокары или автомобили на газовом топливе. О перспективах производства таких машин говорилось на встрече руководства калининградского «Автотора» с журналистами в конце июня 2023 года.
Тогда руководство крупнейшего промышленного предприятия региона сообщило, что до конца года на «Автоторе» планируется выпустить 70 тысяч автомобилей на обычном и альтернативном топливе. Также планируется реализовать проект по ремоторизации имеющихся в регионе автомобилей. Речь идет об установке электодвигателей вместо двигателей внутреннего сгорания на б/у машины. Сейчас проводятся испытания таких экспериментальных моделей.
Фото: ФедералПресс / Алена Людвиг, Елена Майорова