1 сентября – это не только день знаний, но и новый год для старообрядцев. В Сибири проживает немало представителей этой религиозной общины, которую также называют кержаками. В Новосибирске у них есть своя церковь, собирающая единоверцев из близлежащих городов и даже регионов. В чем особенности их вероисповедания и повседневой жизни, как они сохраняют свою культуру и как ведут летоисчисление – разбирался корреспондент «ФедералПресс».
Зов предков
Старообрядцы появились после церковного раскола в XVII веке. Многие из них ушли в Сибирь, где поселились и продолжили жить в собственной вере, сохраняя законы и традиции. В период советской эпохи некоторые кержаки отреклись от религии и ушли от старообрядческих канонов, но сегодня интерес к обычаям предков возвращается.
«Мои родители – простые советские люди, настоящие коммунисты. Они в какой-то момент потеряли веру, а я крещеный в обычной новообрядческой церкви. В общину к старообрядцам я пришел самостоятельно, около 5 лет назад. Первые два с половиной года я только ходил и смотрел на службу, окунался в ту культуру, которая есть в старообрядчестве. Я сам начал интересоваться староверами и в какой-то момент вернулся к истокам веры моих предков. Можно сказать, что это своего рода «зов»», – рассказал «ФедералПресс» Алексей Маняхин, потомок кержаков, переселившихся в Сибирь.
По словам собеседника, прийти в старообрядческую веру можно в любом возрасте, однако есть свои правила: нельзя сделать это быстро, внезапно и необдуманно, необходимо изучить верование, духовно принять ту культуру, в которой собираешься жить.
«Основная масса людей, состоящих в общине, – это те кержаки, которые сумели сохранить свою веру и продолжают жить по старым правилам. Таких людей, как я, немного. При изучении вопросов веры я нашел ответы в старообрядчестве, так как именно эта форма верования мне показалась наиболее верной», – уточнил старообрядец.
Запретов больше
Старообрядческая вера – целомудренная. Здесь запрещены добрачные связи, а создавать семью можно только с единоверцами и только венчаясь в церкви, рассказал Алексей.
Есть отличие от привычного многим современного православия в обрядах и богослужении. Например, здесь считается недопустимым крещение через простое поливание или крапление водой, необходимо полное трехразовое окунание.
«Поэтому человек, который крестился в новообрядческой церкви, по законам старообрядцев считается некрещенным и, в случае принятия старой православной веры, должен пройти процедуру Крещения по всем правилам старообрядческой церкви. Более строгое отношение к браку, к внешнему виду человека, а также к его моральному облику», – пояснил собеседник.
При этом прийти в церковь и заказать крещение на следующий день нельзя. Для общины важно, чтобы человек представился, прошел так называемое «оглашение», то есть знакомство с ее правилами и погружение в атмосферу. Старообрядцы в общину чужих не пускают, и поэтому перед принятием религии необходимо доказать истинность своих намерений.
Впрочем, есть и общее с современным православием. Например, все посты по срокам и условиям у них совпадают.
Какой сейчас год?
Согласно старообрядческому календарю, новый год начинается с 1 сентября. Считается, что сейчас идет 2023 год с Рождества Христова, но летоисчисление ведется с момента Сотворения мира и сейчас идет 7031 год. Другие праздники по датам во многом совпадают с современным православием: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, День Пресвятой Богородицы.
«В такие дни священник читает службу, но по старым канонам, и собирается много народу. Старообрядцы зачастую проживают не только в Новосибирске, многие занимаются сельским хозяйством в области и ближайших регионах. Когда приходит важный праздник, то люди стараются приехать в церковь, встретиться со своей общиной и побывать на служении», – рассказал Алексей.
Музей истории старообрядчества Сибири
В Новосибирске, кроме старообрядческой церкви, также есть музей истории старообрядчества Сибири. По словам директора учреждения Александра Емельянова, для многих местные выставки становятся открытием – многие даже не знают, что был церковный раскол.
«В конце процесса этой реформы были изменены тексты книг, изменены некоторые богослужебные чины, службы, имя Иисуса стало писаться с двумя «И», как сейчас мы пишем, тогда оно писалось с одной «И». Немаловажно было крестное знамение: стали креститься тремя перстами», – рассказал Александр Емельянов.
В музее представлены редкие образцы древнерусского церковного искусства, рукописные и старопечатные богослужебные и певческие книги, лубочные картинки, облачения священнослужителей, иконы и медное литье, распятия, складни XVII–XIX веков и многие другие предметы традиционной культуры и быта староверов.
Фото: ФедералПресс
Эксклюзивы «ФедералПресс»