18 марта 2014 года Крым вошел в состав России. За это время на территории полуострова решено большое количество инфраструктурных проблем, которые были проигнорированы при украинском руководстве. «ФедералПресс» разобрался, насколько комфортнее крымчанам стало жить после вхождения в состав России.
Как проходил процесс присоединения
Даты народного голосования по статусу полуострова неоднократно менялись. Изначально было предложено провести референдум 25 мая 2014 года. Однако после обращения нынешнего главы Крыма Сергея Аксенова к президенту России Владимиру Путину с просьбой о содействии в установлении мира в Крыму референдум был перенесен на 30 марта.
6 марта крымское правительство обратилось к президенту России с просьбой о включении полуострова в состав России. Окончательная дата проведения референдума была установлена на 16 марта 2014 года. Параллельно с этим решение об участии в народном голосовании Крыма принял и горсовет Севастополя. В процессе подготовки к общекрымскому референдуму 11 марта Верховный совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет подписали Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и Севастополя.
Абсолютное большинство жителей Крыма проголосовали за вхождение полуострова в состав России. Процесс референдума прошел с соблюдением всех норм и правовых аспектов избирательного процесса. Легитимность голосования была приоритетной задачей ЦИК России.
С приходом России вернулось водоснабжение
При украинском правительстве местные жители постоянно жаловались на отсутствие водоснабжения. Подача воды осуществлялась через Северо-Крымский водоканал. В 2014 году киевский режим перекрыл подачу воды в ответ на проведенный референдум. Сам канал был построен еще при СССР. За последние 30 лет украинское руководство всячески игнорировало модернизацию водоканала, отчего и происходили перебои с водой.
За последние 9 лет в Крыму построили 1,6 тысячи километров сетей водоснабжения. Сейчас вода для местных жителей поставляется бесперебойно.
Президент России Владимир Путин еще в 2014 году заявлял, что проблема с водой будет решаться комплексно и государство не будет экономить на этом вопросе. При этом запасов пресной воды также хватает. Глава государства отметил, что украинское руководство этим моментом попросту не занималось.
Крымский мост и другие дороги
Самым значимым проектом, реализованным при России в Крыму, является Крымский мост. Дорога является транспортным звеном через Керченский пролив. Строительство началось сразу после референдума в 2014 году и было завершено спустя четыре года. Чуть позже, в 2019 году, была построена железнодорожная ветка.
Именно Крымский мост стал отправной точкой в дальнейшем развитии туризма на территории полуострова. В год его открытия Крым посетило 6,8 млн туристов. Такой показатель является абсолютным рекордом за все время после распада СССР.
Федеральная трасса «Таврида» стала еще одним прорывным проектом, реализованным Россией. В 2020 году состоялось торжественное открытие. В состав дороги входят 20 транспортных развязок, 123 путепровода, 15 мостов, 31 путепровод для проезда сельскохозяйственной техники, 17 съездов с транспортных развязок.
Местные жители отмечают, что при Украине дороги были в плачевном состоянии. Киевский режим считал невозможным строительство больших магистралей и трасс. Причиной называлась особенность почвы. Настоящей же причиной такого отношения к дорогам была коррупция, которая являлась основой украинского руководства Крыма.
Экономика и уровень жизни выросли
С вхождением Крыма в состав России на территории региона стало значительно развиваться производство. Доходы бюджета республики выросли с 9 млрд рублей в 2012 году до 25 млрд в 2015, в 2021 году было уже 79 млрд. Построено большое количество социальных объектов, среди них школы, больницы, объекты спортивной инфраструктуры.
Местные жители отмечают большой рост заработной платы и социальных выплат, которых при руководстве Украины практически не было.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Будущее России