Факты нападения агрессивных бродячих собак на людей, включая детей, фиксируются по всей стране. Один из таких случаев произошел в конце августа 2023 года на окраине Екатеринбурга, где стая псов напала на маленькую девочку. Вместе с тем власти вливают сотни миллионов рублей, чтобы разрешить ситуацию с бродячими животными. Однако на деле получается, что тем самым они финансируют выгодный и фактически бесконтрольный бизнес.
Взгляд непосвященных
Граждане могут иметь разные взгляды на судьбу бродячих животных. Причем эмоции попадаются со знаком как плюс, так и минус. Большинство из нас сопереживают питомцам, которые остались на улице без хозяев, стараются подкормить их, а также переводят приличные суммы на личные карты зоозащитников. Эти суммы никем полностью не контролируются, ведь перечисляются добровольно в виде пожертвования.
Так, например, в конце августа 2023 года между одним из свердловских приютов и спонсором возник конфликт, который стал достоянием общественности. Полгода назад петербургская семья взяла на дистанционное попечение собаку, находящуюся в одном из приютов в Свердловской области.
Вначале благотворители оплатили стерилизацию собаки, ее лечение. Затем ежемесячно переводили на содержание животного, которое в конечном итоге собирались забрать себе, суммы в несколько тысяч рублей. Однако, когда наступил долгожданный момент встречи, выяснилось, что собаку уже полгода назад «усыновила» другая семья. Между тем владельцы приюта в течение полугода получали деньги на содержание уже пристроенного животного. А когда правда всплыла и их обвинили в мошенничестве, то выдвинули аргумент: деньги шли на приобретение кормов и лечение других животных. Ведь помощь нужна всем.
У ситуации с бездомными животными в регионе есть и другой аспект. К сожалению, люди, которые подкармливают уличных животных, не думают о последствиях своей доброты.
Так, например, бродячие собаки, получающие еду на определенной территории, начинают считать ее своей и защищать. Делают они это нападая на прохожих, в том числе – детей. Именно такая ситуация произошла в микрорайоне Семь Ключей города Екатеринбурга. Микрорайон стала терроризировать стая агрессивных собак, о чем сообщал «ФедералПресс».
По информации очевидцев, собаки обитают в микрорайоне Семь Ключей уже несколько месяцев. Агрессию они начали проявлять с весны этого года. Жители микрорайона описывают несколько случаев, когда бездомные собаки на глазах хозяев разрывали их питомцев – котов и других собак.
Кроме того, бродяги набрасываются и на людей, которые спокойно идут по своим делам или просто стоят на улице. В конце концов в августе 2023 года животные напали на несовершеннолетнюю девочку.
Таким образом, в отношении к бродячим животным у граждан можно выделить три стороны: полное равнодушие к проблеме, четкие намерения навредить животным, вплоть до живодерства, а также бескорыстное и искреннее желание помочь. И то, и другое, и третье можно назвать достаточно ситуационным подходом, поскольку есть те, кто относится к происходящему с бездомными четвероногими как к возможности заработать, одному из видов достаточно прибыльного бизнеса.
Как пробуют решить ситуацию
С жалобами на бездомных животных граждане обращаются к властям. Чиновники отнюдь не бездействуют. Однако существующая система работы полна очевидных недостатков, которые, в конечном итоге, мешают сдвинуть дело с мертвой точки.
«Отловленные животные без владельцев поступают в приюты, где их осматривает ветеринарный врач и кинолог, по завершению периода содержания (в среднем это 21 день) неагрессивные, по заключению кинолога, собаки возвращаются на место, где были отловлены (за исключением территорий школ, больниц и прочих общественных мест). Агрессивные животные остаются в приютах», – сообщили «ФедералПресс» в правительстве Свердловской области.
На данном этапе уже возникает ряд важных вопросов: существует ли шкала оценки агрессивности животных? По каким критериям она определяется? Хватает ли у кинолога времени для определения агрессивности или он решает вопрос о жизни и смерти собаки, опираясь на слова персонала, который постоянно с ней работает. Известно, что с разными людьми животное может проявлять различные качества своего характера.
На содержание животных в приютах региона в областном бюджете предусмотрены средства местным бюджетам. В 2022 году эта сумма составила более 104 миллионов рублей, аналогичный объем средств предусмотрен и на 2023 год.
На практике система должна работать так: муниципалитеты заключают договоры с подрядными организациями, сотрудники которых отлавливают животных, стерелизируют, лечат, чипируют и, при условии, что они не агрессивны, выпускают в естественную среду обитания.
«В среднем затраты на проведение всего комплекса мероприятий при отлове и содержании для одной собаки составляют 12 062 рубля. В соответствии с установленными нормативами стоимость стерилизации составляет 3 285 рублей, а содержание животных, в том числе лечение и маркирование, которое проводится однократно, составляет 586 рублей на одно животное без владельца», – сообщили «ФедералПресс» в правительстве Свердловской области.
Последний приют
По факту отлавливать собак и временно содержать их могут как юридические, так и физические лица, имеющие договоры с муниципалитетами. Их работа «контролируется» только на бумаге, ведь отчетность ведется только документальная, главное, чтобы цифры сходились. Никто из чиновников не проверяет, сколько собак ловят фактически, попадает ли в пункты временного содержания одна и та же собака.
«Контроль за исполнителями мероприятий осуществляется заказчиком – муниципалитетом при исполнении контрактов», – подчеркивают в свердловском правительстве.
Чиновники администрации города Каменска-Уральского, судя по отчетам, регулярно бывают в пунктах временного содержания Камышловского отлова. Ничего ужасного они там не находят. Между тем все местные паблики зоозащитников полны свидетельствами очевидцев о том, что собак фактически отстреливают при помощи пневматических винтовок, о чем неоднократно сообщал «ФедералПресс». Животные травмируются. Более того, сотрудники Камышловского отлова, о чем рассказывала наша редакция, хватают домашних собак, находящихся на свободном выгуле, и затем требуют у их хозяев выкуп за свободу питомца.
Более того, в настоящее время печально известный Камышловский отлов, по словам зоозащитников, подмял под себя половину территории Свердловской области, не пуская на этот рынок никакие другие организации.
Между тем в той же администрации города Каменска-Уральского в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» чиновники признались, что «нет особых желающих отлавливать животных на их территории», для участия в тендере на выполнение данных работ заявлялась только одна организация – Камышловский отлов. Так происходит и во многих других городах Свердловской области.
В своих пабликах зоозащитники обвиняют Камышловский отлов не только в жестком обращении с животными и откровенном садизме, но и в том, что собак морят голодом, не оказывают должную медицинскую помощь, фактически уничтожают. Об этом регулярно информирует «ФедералПресс», однако ситуация не меняется.
«На территории Свердловской области в 2020 году отловлено 8074, в 2021 году – 7104, в 2022 году – 7448 животных без владельцев», – сообщили «ФедералПресс» в правительстве Свердловской области.
Также в региональном правительстве проинформировали, что на территории Свердловской области в 2020 году выпущено 1897, в 2021 году – 3056, в 2022 году – 2485 животных без владельцев.
Если сопоставить цифры, то получается, что схема «Отлов – стерилизация – вакцинация – возврат» не работает, а из пунктов временного содержания не возвращается большинство собак. Надеяться на то, что они находят новых хозяев и новый дом, было бы слишком оптимистично. Зоозащитники пристраивают животных фактически поштучно и с большим трудом.
Контроль и гранты
Отметим, что правительством Свердловской области выделяются гранты из регионального бюджета на организацию деятельности приютов для животных без владельцев социально ориентированным некоммерческим организациям. Так, в 2023 году гранты на общую сумму около двух миллионов рублей получили благотворительные фонды «ЗООзащита» из Екатеринбурга и «Подари свою доброту» из Березовского.
«Департаментом ветеринарии Свердловской области проводится мониторинг исполнения муниципальными образованиями переданного полномочия на основании отчетов. Форма отчета о деятельности по проведению мероприятий по обращению с животными без владельцев позволяет детально проводить анализ отчетности, выявлять нарушения и своевременно принимать меры по их устранению», – сообщает региональное правильство.
Однако из описанного выше складывается впечатление, что ситуация с бродячими животными с трудом поддается контролю. Объем бюджетного финансирования в данном случае нельзя считать показателем эффективности.
Ближайшие перспективы
Как сообщает региональное правительство, в 2024–2026 годах в Свердловской области будут построены шесть новых межмуниципальных приютов для животных. В каждом из них будут одновременно размещаться по 300 особей. Новые приюты составят почти четверть от того числа приютов, что сейчас есть в регионе.
«Разработана «дорожная карта» по созданию приютов для животных на территории Свердловской области, предусматривающих строительство указанных приютов в период 2024–2026 годов», – сообщает правительство Свердловской области.
Отметим, что на территории региона сейчас расположено 13 приютов для животных.
В целях создания дополнительных мест для содержания животных без владельцев с 2022 года предусмотрена грантовая поддержка некоммерческих организаций, в рамках которой осуществляется финансирование мероприятий по устройству вольеров для содержания животных.
Однако даже если обещанные приюты будут открыты и заработают, они смогут одновременно вместить лишь 1800 собак, что явно недостаточно для огромного региона.
Ранее сообщалось, что на Среднем Урале построят огромные приюты для бродячих собак: решение принято.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева