В Петербурге дорожают услуги такси. Среди причин пассажиры, водители и агрегаторы называют вступивший в силу с 1 сентября закон о новых правилах для перевозчиков. Однако эксперты называют и другие факторы, из-за которых поездка «с шашечкой» теперь может влететь в копеечку. О том, как на рынок такси в Северной столице влияют новые нормы, отъезд мигрантов и подорожание авто, – в материале «ФедералПресс».
К чему новый закон обязал таксистов в Петербурге
Вступивший в силу закон ввел в нормативную базу понятие «служба заказа такси». Из-за этого агрегаторы больше не смогут выполнять лишь роль «информационного партнера», который передает данные от пассажиров к таксистам и наоборот. Это позволяло цифровым сервисам избегать ответственности. Теперь же они должны выполнять требования. Службы заказа будут оценивать медицинское состояние водителя, соблюдение им всех правил во время выполнения заказа.
В каждом регионе страны будет создано три реестра:
- Перевозчиков – в нем будет информация об электронном разрешении на перевозку;
- Такси – тут соберут данные об авто и их владельцах;
- Служб заказа такси – здесь укажут адреса, по которым находятся техсредства для выполнения функций по получению, хранению, обработке и передачи заказов.
Машины такси должны иметь шашечки в виде цветографических схем и оранжевый фонарь на крыше.
Новое законодательство предусматривает, что отвечать за безопасность пассажиров теперь станет и агрегатор такси. Сервис будет нести субсидиарную ответственность с перевозчиком-физлицом в вопросе возмещения реального ущерба, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.
Службам такси новый закон запрещает нанимать водителей с судимостями за насильственные преступления. Также в стоп-листе лишенники-рецидивисты – водители, которые в течение года после первого возврата прав снова их лишились.
Опрошенные «ФедералПресс» эксперты указывают, что новые нормы пытаются отобразить в законодательстве сложившуюся в эпоху онлайн-такси реальность. Но некоторые пункты, по их словам, могут повлиять или уже повлияли на рост цен на перевозки. Мнением о том, что изменится на рынке такси, до вступления в силу закона делились и петербургские власти – о чем писал «ФедералПресс».
Новые издержки для такси
Водители, согласно новому закону, смогут получить статус самозанятых или ИП. У них должно быть оформлено два полиса: страхования жизни и имущества пассажиров и ОСАГО. Цена второго в зависимости от региона может составлять от 40 до 160 тыс. рублей.
При этом для работы в такси у них должна быть соответствующая лицензия. Если заказ на перевозку передадут водителю без разрешения, то агрегатор может лишиться права на работу.
Чтобы этого избежать, число подобных случаев не должно превышать 0,01 % от общего числа. Если водитель без лицензии причинит ущерб третьему лицу, то отвечать за это будет именно служба заказа такси. При этом в случае с официально оформленными водителями ответственность будет распределяться поровну, с подробным расследованием инцидента.
Службы такси отмечают, что лицензия для работы до 1 сентября была оформлена в среднем у одного из пяти водителей. Экономист, доцент СПбГЭУ Александр Родионов в беседе с «ФедералПресс» указывает, что многие из них также не имели других документов (прописки, временной регистрации), без которых получить разрешение невозможно.
«И если раньше такими сотрудниками можно было закрыть потребность в персонале, то теперь нет», – говорит Родионов.
Агрегаторы должны будут создавать в регионах свои представительства, если компания выводит на работу более четырех тысяч авто за сутки.
«Это дополнительные издержки – офис, дополнительные специалисты. Стоимость нового штата включат в итоговую стоимость поездок для пассажиров. Мы видим заметный, радикальный рост цены на услуги такси в Петербурге. И у этой тенденции есть несколько факторов», – говорит Родионов.
Почему не хватает водителей такси
По словам Александра Родионова, на подорожание услуг такси повлиял и отъезд из России мигрантов из Центральной Азии, которые работали водителями. Руководитель Центра компетенций международного евразийского форума такси Станислав Швагерус также соглашается с тем, что повышение цены на такси – следствие не столько нового законодательства, сколько общей экономической ситуации. Он указывает, что почти нет обновления автопарка, дорожает эксплуатация, техническое обслуживание легковых такси. Топливо растет в цене.
«Многие люди, которые работали в такси, были призваны на спецоперацию по мобилизации или ушли добровольцами. Это довольно большой процент водителей. Также кадры переманили себе предприятия ОПК, зарплаты на которых после начала СВО существенно выросли – как и их загрузка и, соответственно, потребность в сотрудниках», – отмечает Швагерус.
По его словам, вопрос дороговизны ОСАГО новый закон совершенно не решает. «Потому что автоматического цифрового доступа к базе нет, проверять его наличие придется вручную – а это невозможно физически», – говорит Швагерус.
Можно сказать, что ситуация с подбором персонала катастрофическая не только в секторе перевозок, но и в целом на рынке труда, делает вывод Александр Родионов.
«Надеюсь, что в вопросе отношений государства, агрегаторов и перевозчиков здравый смысл восторжествует и будет найдена золотая середина», – надеется экономист.
Сотрудник ГИБДД одного из соседних с Петербургом регионов рассказал «ФедералПресс» на условиях анонимности, что новый закон на поведение многих таксистов никак не повлиял.
«Как ездили без прав или лицензий – так и ездят. Их штрафуешь, но это ничего не дает. Правоприменительная практика пока не наработана, и поэтому никто не знает, как теперь работать», – досадует правоохранитель.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина
Эксклюзивы «ФедералПресс»