Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Россиянам начали чаще навязывать допуслуги при взятии кредитов: статистика

Сотрудник банка навязывает заемщику дополнительные услуги
Иногда клиентов уговаривают приобрести даже услуги астролога и ветеринара

В 2023 году банки стали чаще предлагать дополнительные опции и услуги гражданам РФ, берущим кредиты. Об этом сообщают сотрудники Центробанка. «ФедералПресс» узнал, что могут навязать россиянам при оформлении займа и законны ли такие действия сотрудников.

Старые кредиты с новыми переплатами

В текущем году российские граждане стали более активно обращаться в Банк России с жалобами на финансовые организации из-за навязывания дополнительных услуг при оформлении кредита. Однако в основном такие претензии связаны с договорами, заключенными раньше 2022 года.

«В этом году Банк России отмечает рост жалоб на навязывание дополнительных услуг при оформлении кредита. Однако в основном люди жалуются на невозможность вернуть средства за навязанную дополнительную услугу к кредитному договору, заключенному год назад или ранее (более 60 % жалоб на навязывание допуслуг к кредиту)», – приводит РИА Новости комментарий пресс-службы ЦБ.

В отношении кредитных соглашений, заключенных в 2023 году, Центральный банк не отмечает заметного роста жалоб на подобные практики, несмотря на восстановление и значительное увеличение объемов кредитования в России.

Какие опции навязывают заемщикам

По словам сотрудников регулятора, наиболее распространенным видом допуслуг является предложение приобрести различные страховки или подписку на онлайн-кинотеатр, а также получить консультации психолога, астролога или ветеринара на абонентской основе. Также предлагаются юридические услуги, телемедицинские консультации и другие необязательные опции. При этом приобретение таких услуг может привести к серьезным переплатам.

«Если такая услуга действительно нужна заемщику, он может ее приобрести, но это должен быть осознанный выбор, не под давлением менеджера и не с помощью уловок на сайте или в мобильном приложении кредитора», – подчеркнули в Центробанке.

Как вернуть деньги за ненужные услуги

В Банке России также напомнили о существовании законов, регулирующих сквозной «период охлаждения». Они позволяют клиентам отказаться от услуг и вернуть деньги в данный временной промежуток, запрещают предустановленное согласие (так называемые «галочки») и устанавливают другие нормы, ограничивающие возможность манипуляций и информирующие заемщика о его правах.

Отметим, что с 2024 года вступит в силу новый закон, увеличивающий «период охлаждения» с 14 до 30 дней и требующий от кредиторов сообщать клиентам о дополнительных услугах, которые они уже купили, и о возможности отказа от них. Помимо этого, документ предписывает включение в полную стоимость кредита платежей за дополнительные опции, связанные с кредитом, что поможет заемщику оценить общую сумму трат и принять обоснованное решение о приобретении допуслуг.

Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, как Центробанк рассекретит мошенников с 1 октября.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.