Первоуральск взбудоражен: некие общественники бьют в колокола, заявляя, что из водопроводных кранов течет «отравленная» вода. Тему подхватывают экологи, апеллируя к результатам неких гидрологических проб. Все это создает некий ажиотаж в обществе. Однако ситуация не совсем такова, какой ее хотят представить. Кто стоит за медиашумихой и какие цели он преследует – в материале «ФедералПресс».
Суть проблемы
Начнем с того, что проблемы с качеством воды в Первоуральске действительно имеются, причем на протяжении десятилетий. Город получает воду из трех источников: 25 тыс. кубометров из Верхне-Шайтанского пруда, 25 тыс. кубометров из Нижне-Сергинского месторождения подземных вод; 8–10 тыс. кубометров покупает у Ревды в засушливые годы.
Последние 4–5 лет как раз выдались особенно засушливыми. Уровень воды в Верхне-Шайтанском пруду упал критически – более чем на два метра – из-за чего насосы всасывают заиленную придонную воду, в связи с чем забор воды был уменьшен до 10 тыс. кубометров в сутки.
Обмеление водохранилищ это региональная проблема всех открытых питьевых источников, но апокалиптического характера не носит – такое уже случалось ранее.
«Маловодные периоды сменяются многоводными, периоды засух – периодами дождей. Продолжительность этих циклов составляет на Урале от 40 до 50 лет, т. е. маловодные годы сменяются многоводными в среднем через 20–25 лет», – прокомментировал гидролог, доцент кафедры водного хозяйства и технологии воды УрФУ Дмитрий Клименко.
Чтобы избежать дефицита водопроводной воды, был использован ревдинский источник водоснабжения. Нужно сказать, что он дорого обходится бюджету Первоуральска.
«Стоимость ревдинской воды для «Водоканала» составляет около 45 рублей за кубометр, а продать населению можно только по цене 22 рубля за кубометр – таков утвержденный тариф. На каждом кубе наш «Водоканал» теряет 23 рубля. В день это 184 тысячи рублей, в месяц 5,5 млн руб., в год 66 млн рублей», – пояснил кандидат на пост главы города Александр Пташников.
Именно поэтому данная схема водоснабжения используется довольно редко. Как следствие, трубы стоят без воды и ржавеют. Соответственно, когда в них запускают воду, поток ржавчины устремляется в квартиры горожан. Этим и объясняется цвет и запах поступающей воды.
«Из-за сухой осени 2022 года, малоснежной зимы и незначительного количества осадков в первой половине 2023 года в паводковый период уровень воды в Верхне-Шайтанском водохранилище не вышел на нормальный подпорный уровень. В связи со снижением уровня воды и для сохранения ресурса в Верхне-Шайтанском водохранилище принято решение с 4 июля 2023 года о подаче воды в городскую сеть по Ревдинскому водоводу (Ду-400мм) из Новомарьинского водохранилища, который являлся резервным источником питания. Подача водоснабжения в город начала осуществляться с трех источников. Также совместно со специалистами в области гидрологии и экологами разрабатывается план мер по преодолению ситуации с Верхне-Шайтанским прудом, чтобы восстановить способность водообеспечения с помощью главного городского питьевого источника. Отметим, что новая насосно-фильтровальная станция Верхне-Шайтанского водохранилища использует новейшие технологии, которые не имеют аналогов в Свердловской области, однако, чтобы полностью использовать потенциал станции, сейчас требуется восстановить нормальный уровень водоема», – прокомментировали ситуацию в администрации Первоуральска.
Верхне-Шайтанский пруд. Фото: Александр Фокин
Много шума из ничего
Как сообщил «ФедералПресс» известный PR-менеджер Александр Ханин, долгое время проживавший в Первоуральске, наиболее острой и критичной ситуация была в июле.
«Трубы продули или само протекло – так или иначе жалоб стало меньше. Но если поискать, то, конечно, можно найти места, где вода течет грязная. Однако массовой проблемы сейчас нет. Проблема в основном летняя, в холодное время года вода практически прозрачная», – рассказал Александр Ханин.
Однако именно сейчас – в августе и в начале сентября – медиашумиха вокруг первоуральской воды усилилась. Свердловское отделение РЭО опубликовало результаты взятых проб с аннотацией: такую воду нельзя не только пить, она вообще не должна попадать в водопровод. Однако происхождение лабораторных проб вызывает вопросы: к яркой инфографике, презентованной РЭО, не приложены реальные протоколы исследований. В какой лаборатории они производились, соблюдались ли условия забора воды – на эти вопросы экологи не посчитали нужным ответить.
Зато в соцсетях были опубликованы шокирующие кадры очередей за чистой водой, подвозимой автоцистернами. Якобы они возникли во время «водного кризиса». Однако, как сообщил Александр Пташников, подвоз воды к определенному времени в городе осуществлялся всегда – подобная практика существовала еще в конце прошлого века. Люди, особенно пенсионного возраста, привыкли и ежедневно собираются к автоцистернам с канистрами. Буквально в течение часа очередь исчезает.
«Забор проб воды берется ежедневно. Специалистами ППМУП «Водоканал», участниками комиссии группы народного контроля пробы передаются на лабораторные исследования в аккредитованную лабораторию Роспотребнадзора и ППМУП «Водоканал». В рамках проведенных исследований пробы воды соответствуют всем требованиям СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Микробиология воды достигает нормы», прокомментировал директор ППМУП «Водоканал» Артур Гузаиров.
В понедельник, 25 сентября, пробы воды взял местный отдел Роспотребнадзора – только эта организация имеет полномочия оценивать качество водопроводной воды. В ведомство направлен запрос, после получения официального ответа он будет опубликован «ФедералПресс».
Очистные сооружения. Фото: Александр Фокин
Политический подтекст
Местные жители связывают медийную шумиху в большей степени с политическими процессами. Во-первых, в городе идет конкурс на должность мэра. Во-вторых, до 2025 года МУП «Водоканал» должен претерпеть реорганизацию или вовсе прекратить свое существование, перейдя в частные руки. Таково требование российского законодательства.
В борьбе за выгодный актив могут схлестнуться интересы сразу нескольких групп влияния.
Обсуждение концессии «Водоканала» идет с 2019 года. Концессия – это выгодно, поскольку концессионер получит не только старое административное здание предприятия, но и новую фильтровальную станцию, сданную в 2020 году, и трубы, подводящие воду к домам, а значит, смогут получать оплату за поставку ресурса потребителям.
По словам Александра Ханина, в настоящее время за «Водоканал» Первоуральска бьются структуры Кочеткова, которые уже получили в распоряжение екатеринбургский «Водоканал», депутат гордумы от ЛДПР Дмитрий Хаймин и группа авторитетных бизнесменов из столицы Урала.
«Если заинтересантам удастся доказать, что управление «Водоканалом» неэффективно, они смогут вынудить губернатора передать предприятие в чьи-то руки на выгодных для них условиях», – отметил Александр Ханин.
Александр Пташников обратил внимание и на то, что водная проблема, помимо прочего, стала способом обогащения для заезжих «общественников-гастролеров», в частности, небезызвестной коммунистки Натальи Крыловой и ее супруга Максима Ездакова. Именно они в своих воззваниях назвали воду «отравленной».
«Они заклеили весь город листовками, призывая подавать в суд на «Водоканал». В социальных сетях они раздувают, как будет хорошо, если в суд, воспользовавшись услугами этих «юристов», подадут 10 000 первоуральцев! Тут главный вопрос – кому именно будет хорошо? Мой ответ – хорошо будет только авторам этой аферы, потому что за каждое выигранное в суде дело они могут возместить 20–30 тысяч рублей судебных издержек за свои «юридические» услуги», – рассуждает Александр Пташников.
Бюджет же, наоборот, понесет многомиллионные убытки, а город лишится последнего шанса на замену ветхих коммунальных сетей. Он полагает, что в качестве дополнительного бонуса к солидным гонорарам скандальная парочка рассчитывает заработать еще и ореол борцов за права простых людей, а также мечты о депутатских креслах.
Таким образом, полагают наблюдатели, скандал подогревается искусственно рядом заинтересованных групп, которые преследуют собственные корыстные цели. И цели эти совершенно не совпадают с нуждами первоуральцев.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Александр Фокин