Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Почему учителя не любят школу: топ-5 причин

учитель
Провести урок – самая легкая часть в деятельности педагога

Ходить в школу не любят не только ученики, но и… учителя. В ходе опроса НИИ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), они назвали главной проблемой современного учебного заведения перегрузку, и эта беда нерешаема многие годы. В ходе опроса педагоги (более 70 %) заявили, что чем больше политики говорят о борьбе с бюрократической нагрузкой, тем больше она растет. Какие претензии учителя еще предъявляют к школе – в материале «ФедералПресс».

Большая нагрузка и маленькая зарплата

Судя по ответам вопросника ВШЭ, чаще всего на самочувствие учителей влияет не работа с учениками на уроках, а так называемая внеучебная нагрузка. Отчеты, заполнение документов, проверка тетрадей, подготовка к урокам занимают львиную часть времени учителя. Эта бумажная работа не оставляет времени на семью, отдых, встречи с друзьями.

Все опрошенные педагоги сходятся в одном – заработать можно, но только не в школе. Без дополнительной подработки в виде репетиторства учителю не выжить, даже работая на две ставки.

«Фактор неконкурентной заработной платы остается наиболее острым для учителей сегодня. Он влияет на их общее материальное благополучие, вынуждая перерабатывать, брать высокую нагрузку, заниматься репетиторством. Педагоги считают справедливой заработную плату как минимум наполовину выше получаемой», – делают выводы в НИУ ВШЭ.

Учителей не устраивает не только размер зарплаты, а также непрозрачность механизмов ее начисления.

Введение ОГЭ и ЕГЭ и так было шоком, но спустя много лет в экзамены продолжают вносить изменения. Каждый год нужно готовить учеников по разным справочникам, самим учить новые стандарты и критерии.

Кроме того, постоянно меняются правила, приходят «обновления» от Рособрнадзора и Министерства образования и науки.

Дедовщина

Судя по исследованию, педагогам не нравится, что администрация не слышит молодых специалистов. Они указывают на то, что более опытным педагогам могут отдать самые удобные часы, оборудованные кабинеты, а также более сильные классы.

Молодой педагог Ольга Б. призналась в «Учительском дневнике», что директор школы собирала вокруг себя команду «своих учителей» – тех, кто осыпал комплиментами, пытался угодить, но при этом не всегда хорошо знал свой предмет. Ольга, вложив много знаний и сил в свой пятый класс, столкнулась с тем, что его отдали коллеге, который входил в «ближний круг».

«Я вложила в них душу и силы, многому научила и собиралась следить за результатами. А мой труд попадает к другому учителю, потому что он просто захотел», – говорит учитель.

Родители

В российских школах не осталось ни одного педагога, на которого хотя бы раз не пожаловались родители. К учителям, как признаются они в анкетах, стали относиться как человеку, предоставляющему услугу.

«Написать учителю в 22 часа и потребовать объяснений за тройку и двойку – это у родителей норма», – жалуются учителя.

Родители недовольны, что учитель либо слишком много задает, либо слишком мало. Вторая самая частая претензия – педагог не расписывает домашнее задание в мессенджерах и не поясняет оценки. Родители могут предъявить претензии педагогу и за внешний вид и подачу материала.

«После каждого занятия мне приходили сообщения, что вот это я не так делаю, вот тут не то и говорить вот такое не надо. После одного из занятий мне написали так: «Вы не могли бы оставить свое мнение при себе?» Понятное дело, я не нравился», – рассказывает о претензиях учитель информатики одной из подмосковных школ Игорь Г.

Ученики

По статистике, учителя тратят более часа в день, чтобы успокоить разбушевавшихся школьников, при этом в каждом классе не менее 30 учеников. Учебная дисциплина в школе стала пережитком. Некоторые из школьников позволяют себе ходить во время урока, играть в телефон, а после замечания начинают качать свои права. И как говорят педагоги, «призывать к совести» и разговаривать с родителями – бесполезное занятие.

Московский молодой учитель литературы Артем Новиченков для журнала «Афиша Daily» сравнил школу с тюрьмой, в которой четко выстроены роли.

«Сколько раз я замечал, что тому или иному школьнику хотелось бы оказаться не на моем уроке, а где-то в лучшем месте. Но ни он, ни я не могли ничего поделать с этим. Как два заключенных в камере, мы были прикованы друг к другу. В школе нет слова «хочу», есть слово «надо». Эта ролевая модель насилия отрабатывается на каждом уроке в каждом классе в десятках тысяч школ миллионом учителей на протяжении одиннадцати лет жизни практически каждого человека», – говорит педагог, покинувший учебное заведение после этого «открытия».

Право на личную жизнь

К педагогу предъявляют повышенные требования даже вне стен школы. Он не может одеться, как хочет, сделать себе пирсинг или тату, выкладывать «неприличные фото» в социальных сетях. Во-первых, для кого-то из детей вы можете быть примером. Во-вторых, такой контент – дополнительный повод на вас нажаловаться недовольным родителям. В-третьих, есть некоторый контент в интернете, который должен оставаться только для друзей, считает Елена, учитель русского и литературы из Москвы.

«Часто учителя заводят в соцсетях несколько аккаунтов: один для себя, где выкладывают все, что хотят, второй – общественный, где все прилично», – рассказывает педагог.

По ее словам, учитель всегда должен следить за собой. Нельзя даже бутылку пива купить без оглядки, выйти на улицу в растрепанном виде. Вокруг много знакомых детей, их родителей. Пойдут разговоры.

При этом учителя подчеркивают, что в целом свою работу любят и ценят, они готовы принять, научить, полюбить своих воспитанников, так как в профессию пришли не случайно, а считают ее своим призванием.

Предлагаем также почитать, как изменилась система российского образования и зачем учителям вернули воспитательную функцию.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.