Депутатский корпус вышел с инициативой сделать въезд для туристов в Сочи платным. Речь пока идет об автомобилях, имеющих номерной знак не Краснодарского края. Предложение народных избранников вызвало волну негодования со стороны не только отдыхающих, но и местных жителей. «ФедералПресс» разобрал основные претензии к власти, а также выяснил, из-за чего возникло желание собрать еще больше денег с туристов.
«Депутатами рассматривается целесообразность внесения изменений в федеральное законодательство по ограничению въезда в город и введение курортного сбора за пользование личным транспортом в Сочи для всех иногородних», – говорится в официальном сообщении.
Предложение вызвало множество споров. Например, местные жители обращали внимание, что у многих автомобили с номерами других регионов, что не противоречит действующему законодательству. Получается, они тоже будут платить средства за въезд в город.
Есть целый ряд россиян, которые купили недвижимость в городе-курорте и приезжают туда несколько раз в год. Они также, несмотря на имеющуюся жилплощадь, могут попасть в категорию людей, оплачивающих въезд в город.
Да и ряд машин зарегистрированного общественного транспорта, такси также, согласно регистрационным знакам, числится в других регионах, несмотря на работу исключительно в Сочи.
Интересно, но, например, жители Краснодара, других городов края в этот момент не будут платить за въезд в город, хотя они такие же туристы, как и, к примеру, ростовчане.
Туристы из других городов также не очень обрадовались такому предложению, ведь к высоким, а порой рекордно высоким ценам в Сочи и уже имеющемуся курортному сбору добавится еще один платеж.
Предполагается, что для отдыхающих могут быть построены перехватывающие парковки, исключающие въезд в город, но остаются под вопросом количество мест, стоимость стоянки на период отдыха, а также необходимость искать транспорт, чтобы добраться от парковки до отеля.
Отдельное внимание было к федеральным событиям. Например, Кремль (вице-премьер Марат Хуснуллин – куратор) выделяет средства для строительства дорог в Сочи, дублеров из других регионов, чтобы людям было удобно и безопасно добираться в город-курорт. Однако за это удобство будут платить не только из бюджета при строительстве, но и затем туристы в виде сбора.
Также на юге России продолжает действовать режим закрытого неба и многие туристы, если не получается купить билет на поезд, пользуются личным транспортом. Поэтому поток автотуризма, который призывают развивать на федеральном уровне, растет, но автомобилисты должны будут не только платить за дорогой бензин в сезон и оплачивать транспортный налог, но и отстегивать властям Сочи за въезд.
Так что по ценам
Инсайдеры «ФедералПресс» прогнозируют, что решение, если найдет поддержку у федеральных властей, заработает уже летом 2024 года. То есть может быть реализовано в ближайший курортный сезон.
Стоимость, как считают некоторые источники, может быть сформирована по аналогии с курортным сбором. То есть цена прогнозируется такой, что за сезон составит порядка 300 миллионов рублей со всех туристов, попавших под категорию людей с платным въездом.
Решение: самоуправный Сочи – не единственный курорт
Экономист Роман Иноземцев в разговоре с «ФедералПресс» обозначил несколько маркеров, которые привели к предложению ввести платный въезд в Сочи.
«Проблема Сочи гораздо глубже, чем просто самоуправство чиновников. Действия городских властей здесь лишь симптом. Дело в том, что Сочи, как, впрочем, и все черноморское побережье Краснодарского края, прижат к морю горами. Соответственно места там не может быть много. Это с одной стороны. А с другой стороны, есть привлекательный бренд, на который идет стабильный спрос. Вот вам и толпы людей, в том числе на своих авто», – прокомментировал «ФедералПресс» Роман Иноземцев.
По его мнению, решением этой проблемы может быть, как ни странно, развитие других точек туризма: как в Краснодарском крае, так и в России вообще.
«Но это уже не просто дело тупого строительства дорог и прочей инфраструктуры. Это уже вопрос культурной пропаганды», – считает эксперт.
Роман Иноземцев напоминает: людей десятилетиями приучали отдыхать на море – пропагандировали в СМИ, отправляли передовиков в приморские санатории, снимали кино и сериалы на тему отдыха на море. Люди поработали над тем, чтобы сегодня все считали, что отпуск надо брать обязательно летом и обязательно в этот отпуск ехать на море.
«Плоды этой работы мы все пожинаем в виде перенаселенных Геленджика, Ейска, Сочи, Анапы, к которым летом добавляется еще и армия туристов, с чем приморские города не справляются и не могут справиться в силу географии. Соответственно нужно формировать запрос на отдых другого плана: на водах, в горах, на природе, в древних городах страны», – рассказывает Роман Иноземцев.
Он обращает внимание, что при этом у участников отрасли должно быть правильное понимание, что такое туризм.
«В чем его, извините, ценный конечный продукт. На мой взгляд, ЦКП туризма – в истории, которую турист пишет, посещая тот или иной город, и которую потом будет рассказывать родным и коллегам, как он классно отдохнул и что он повидал. И представители туротрасли должны понимать себя как соавторов историй отдыхающих. Так и складывается бренд тех или иных мест, бренд России как таковой, что нам нужно не только для того, чтобы в Сочи не было транспортного ада летом, но еще и для того, чтобы у России был свой культурный суверенитет, отсутствие которого ярко проявилось с началом СВО», – подытожил в разговоре с «ФедералПресс» Роман Иноземцев.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий