Впервые за последние 16 лет в Ненецком автономном округе не доставили в срок дрова, уголь и дизтопливо в отдаленные поселки. Особая боль арктических муниципалитетов – отсутствие дизтоплива. Все электростанции в сельских поселениях НАО – дизельные. Без света и тепла в минусовую температуру могут остаться жилые дома и социальные учреждения: детские сады, школы, ФАПы и больницы. Власти НАО перешли на «план Б»: завозят топливо по воздуху и организовывают расширенные совещания. Местная прокуратура начала проверку, окружные официальные СМИ молчат или рапортуют о героической борьбе за северный завоз. В ситуации необъявленного ЧС разбирался «ФедералПресс».
Что такое северный завоз и зачем он нужен северянам
Закона о северном завозе ждали в регионах более 20 лет. В августе 2023 года Госдума приняла во втором и третьем чтениях пакет законов, тем самым взяв процесс под государственный контроль.
Северный завоз – доставка жизненно важных товаров: продовольствия, лекарств и топлива. Люди живут и работают на благо страны за полярным кругом, обеспечить их всем необходимым – задача ответственная и архиважная.
Как проходит северный завоз в Ненецком АО
Процедура северного завоза в Ненецком автономном округе нарабатывалась десятилетиями путем проб и ошибок. В маленьком арктическом регионе с 41 тысячами населения нет железных дорог и круглогодичного автомобильного сообщения между поселениями. Единственный город в регионе – окружная столица Нарьян-Мар. Летом транспортное сообщение осуществляется по рекам, где это возможно. Зимой – по зимникам, то есть временным дорогам, где «асфальт» намораживают из снега и льда. Круглогодичный траспорт – самолеты типа АН-2 и вертолеты.
Местные шутят, что зима здесь 12 месяцев, а все остальное – лето. В зоне вечной мерзлоты снег может выпасть даже в июне.
Из-за сурового климата и возможных капризов погоды северный завоз в НАО нужно уместить в прокрустово ложе короткого периода: с конца мая до начала октября, пока реки не обмелели и не замерзли, а на море нет льда и штормов.
В первую очередь сразу после открытия навигации топливо завозили в населенные пункты по малым рекам, пока уровень воды после весеннего половодья достаточен для прохождения судов.
Затем топливо доставляли по центральной водной артерии – реке Печоре, которая связывает НАО и соседнюю Республику Коми. Отметим, что грузы по речному пути в период навигации в округ издавна завозят из города Печоры (Коми).
В последнюю очередь топливо и товары завозили морским путем из порта Архангельска в окружные населенные пункты, расположенные у Белого, Баренцева и Карского морей. Причем надо было успеть до штормового сезона, иначе судам нельзя будет подойти к берегу для разгрузки. Если опоздать и попасть в межсезонье, то пиши пропало – по земле и воде груз не доставить: устойчивого льда еще нет, по заснеженной или раскисшей тундре тоже не добраться.
С 2007 года северным завозом в округе стала заниматься новая властная структура, созданная в рамках реформы местного самоуправления – Заполярный район НАО. В 2014 году по окружному закону 95-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти» часть полномочий район передал округу. Но северный завоз остался в районном ведении.
«Единственный организатор и оператор опережающего завоза топлива в населенные пункты Заполярного района НАО – муниципальное предприятие Заполярного района «Севержилкомсервис» (МП ЗР «СЖКС»)», – сообщается на официальном сайте района.
СЖКС уже 17 лет централизовано поставляет энергоресурсы для работы «коммунального комплекса Заполярного района». То есть ежегодно закупает и завозит дрова, уголь, бензин и прочее, чтобы подведомственные дизельные электростанции бесперебойно работали, а в жилых домах и учреждениях на районной территории было тепло. И до недавнего времени нарушений сроков завоза не было.
В 2023 году СЖКС заключило контракт с единственным поставщиком на 1,6 миллиардов рублей. За эти деньги нужно было приобрести и доставить в поселения Заполярного района НАО:
- уголь каменный в объеме 21 228 т;
- дрова отопительные в объеме 8 184 куб. м;
- топливные брикеты в объеме 710 400 кг;
- дизельное топливо в объеме 11 071 т;
- масла, смазки в объеме 102,07 т;
- бензин АИ-92 в объеме 49,391 т.
Важная деталь: генеральным подрядчиком северного завоза в 2023 году выступило акционерное общество «Ненецкая нефтяная компания» (ННК), единственным учредителем которой является администрация НАО.
На сайте госзакупок цена договора о поставке топлива ННК оказалась почему-то выше – 1,7 млрд рублей.
Цифры и факты ОПЕРЕЖАЮЩЕГО северного завоза в НАО-2023
Лишь в 2006 году было опасение, что северный завоз в НАО может быть сорван. Тогда сроки доставки угля по морскому побережью сдвинулись с июня на июль. Виновником называли архангельского перевозчика – ОАО «Северное речное пароходство».
«Северное речное пароходство, согласно договору о поставках, должно завести уголь в поселки, распложенные на морском побережье, до 15 сентября. В связи с задержкой этот срок откладывается на 22 сентября, но, учитывая, что в сентябре могут возникнуть штормовые условия, не исключено, что завоз продлится до октября. А в этом месяце уже могут наступить морозы», – сообщал тогда представитель власти НАО.
Первый звоночек, что в НАО с северным завозом что-то не так, громко прозвучал 27 сентября после публикации в телеграм-канале главы Заполярного района Виктора Ильина, где говорилось о задержках сроков и грозящей неустойке для поставщика – ННК.
«Обсудили ход опережающего завоза, причины задержки. Вячеслав Баурчулу отметил, что ННК постарается завести оставшийся объем энергоресурсов до завершения навигации. На сегодня полностью топливо доставлено в 16 населенных пунктов», – сообщил Ильин.
Согласно информации на сайте Заполярного района, по контракту нужно было доставить топливо в 36 населенных пунктов. И первоначальный контракт с ННК заканчивался 30 сентября. То есть за три дня до окончания срока топливо не было доставлено в 20 окружных поселков и сел. В 16 из них – морским путем. В итоге, как писал «ФедералПресс», контакт с ННК продлили до 15 октября.
После этого срока контракт снова продлили до 30 октября 2023 года, согласно информации на госзакупках. Накануне этой даты в местных соцсетях народ начал тихо возмущаться и публиковать фото, что топливо стали завозить вертолетами Нарьян-Марского авиаотряда.
30 октября региональное отделение «Народного фронта» во «ВКонтакте» опубликовало информацию, что в поселке Выучейский закончился уголь, людям нечем топить дома. В публикации сообщалось, что местный «Народный фронт» обратился в региональную прокуратуру с просьбой провести проверку северного завоза – 2023.
В этот же день на сайте прокуратуры появилась информация о том, что что проверка началась.
«В рамках проверки будет дана оценка соблюдению органами власти и уполномоченными организациями требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с учетом размещенной в СМИ и социальных сетях информации», – сообщало ведомство.
Получить даже анонимный комментарий у местных жителей и глав муниципалитетов «ФедералПресс» не удалось. Люди прямым текстом говорят, что боятся последствий. Наверное, им легче замерзнуть, чем сказать правду. Или они ждут, что «добрый волшебник на голубом вертолете» из детской песни все-таки успеет доставить в заснеженную тундру уголь, дровяные брикеты и дизельное топливо.
Редакция «ФедералПресс» следит за развитием событий и тоже ждет официального ответа на запросы, отправленые в адрес окружной администрации и Заполярного района НАО.
Фото: ФедералПресс / Алена Людвиг