Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Малый бизнес в Москве: какое предприятие открыть и как получить поддержку от государства

В Москве зарегистрировано более 846 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса

Бурный экономический рост столицы во многом обеспечен развитием малого и среднего предпринимательства. Малый бизнес - кровеносная система мегаполиса. Правительство города понимает это и предлагает предпринимателям значительную поддержку. На какую именно помощь может рассчитывать начинающий бизнесмен и какие направления для создания собственного бизнеса сейчас наиболее перспективны – разбирается «ФедералПресс».

Картина бизнеса столицы

Согласно официальной статистике, в Москве зарегистрировано более 846 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса, что составляет более 13% от общего числа субъектов МСП в Российской Федерации. В МСП трудится 38% занятого населения Москвы.

За последние годы вклад субъектов малого и среднего бизнеса в экономику Москвы увеличился на 48,8% (с 560,7 млрд в 2020 году до 834,4 млрд в 2022 году) и составил 26,1% от общих налоговых поступлений столицы. Это свидетельствует о том, что малый и средний бизнес играет важнейшую роль в экономике города: на сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) столицы на сегодняшний день приходится четверть экономики города. В нем занят каждый третий москвич трудоспособного возраста.

По оценкам опрошенных «ФедералПресс» экспертов, лидерами по показателям финансового оборота и численности сотрудников является оптовая и розничная торговля, на втором месте - сфера услуг.

Член экспертного совета Института фондового рынка и управления, кандидата экономических наук Михаил Беляев настоятельно советует начинающим предпринимателям перед открытием бизнеса необходимо проанализировать ситуацию на рынке.

«Прежде всего нужно изучить тот рынок, тот круг потребителей, которым планируется предлагать продукцию. Недостаточно увидеть, что есть какие-то процветающие предприятия и сказать: «А я открою такие же!». Сначала необходимо посмотреть, насколько открытие бизнеса перспективно, и только проработав рынок, возможные объемы и каналы сбыта, можно приступать к открытию бизнеса», - считает экономист.

Какой бизнес открывают

Можно выделить следующие наиболее перспективные идеи для молодых столичных предпринимателей:

  • Торговля на маркетплейсах. Сфера онлайн-торговли показывает уверенный рост. По данным исследователей, сегмент рынка e-соmmerce пользуется спросом у покупателей. Электронные площадки привлекают все больше предпринимателей. Главное отличие маркетплейса от традиционной интернет – торговли: для покупки не надо переходить в интернет-магазин продавца, что намного удобнее для покупателя. По итогам 2022 года объём выручки у МСП в сфере онлайн-ритейла составил 145,2 млрд руб. и показал рост в 19,9% к предыдущему году. По итогам 2022 года выручка МСП в отрасли онлайн-ритейла составила 10,6% от торговли в целом и 3,7% - от суммарной выручки всех субъектов МСП.
  • Фитнес- и сервисы здоровья. Стиль жизни, ориентированный на здоровье, становится все более популярным, и Москва не является исключением. Открытие фитнес-центров, студий йоги, спортивных клубов и других сервисов является распространенным выбором для предпринимателей. И спрос на такие услуги действительно есть: по оценкам участников рынка, москвичи в среднем два раза в неделю занимаются в спортзале.
  • Туризм и гостиничный бизнес. Москва – один из лидеров по количеству туристов среди всех городов страны. Поэтому грамотно спланированный гостиничный бизнес может быть хорошим вложением начинающего предпринимателя. По данным Комитета по туризму Москвы, в период с января по август столицу посетили более 15,5 млн туристов. В городе открыто 1,9 тыс. гостиниц, способных принять в совокупности 374 тыс. человек одновременно. При этом со стороны города существует запрос на расширение номерного фонда.
  • Услуги по профессиональному и личностному развитию. Столица предлагает широкий спектр просветительных услуг, и многие предприниматели создают школы, языковые курсы, школы дополнительного образования и другие учреждения. По оценкам участников рынка, в 2023 году оборот компаний этой сферы вырос как минимум на треть. Особой популярностью пользуются мастер-классы и тренинги.
  • Сервисы доставки. C ростом электронной коммерции и онлайн-торговли услуги курьерской доставки становятся все более востребованными. Множество предпринимателей открывают компании Москве, чтобы обеспечить быструю и удобную доставку товаров. В целом на российском рынке работают более 1700 курьерских компаний и служб доставки, в которых занято более 1 млн человек. При этом треть курьерского бизнеса приходится на столицу.

С чем связан такой выбор «своего дела», корреспонденту «ФедералПресс» объяснил независимый экономист Андрей Бархота.

«Наиболее часто предприниматели открывают малые предприятия в сфере торговли, услуг и общественного питания. В перечисленных сферах легче сконструировать бизнес-план и оценить сроки окупаемости проекта. Несмотря на наличие конкурентной среды, в каждой из индустрий спрос на товары и услуги отличается большой емкостью», - ответил эксперт.

Помимо этого, Москва нуждается в промышленных инновациях и высокотехнологичных стартапах. Так, в столице на сегодняшний день наладили производство высокотехнологичных протезов, VR-очков, помогающих в обучении медиков, а недавно Щербинский завод объявил об открытии производства скоростных пассажирских лифтов, список очень большой.

Кто и как помогает предпринимателям в Москве

Предприниматели Москвы могут рассчитывать на помощь со стороны города: от бесплатных консультаций на старте до поручительств, грантов, субсидий и льготных кредитов на развитие своего дела. Для этого создана большая инфраструктура со множеством полезных инструментов. Наиболее востребованные — нефинансовые меры поддержки. Они включают в себя информационные, консультационные, образовательные мероприятия, а также электронные сервисы.

Получить ответы на интересующие вопросы предприниматели могут через портал «Малый бизнес Москвы», по телефону +7 (495) 225-14-14, в том числе заказав обратный звонок, а также при личном визите в центры услуг для бизнеса, расположенные в разных округах города.

В числе мер поддержки, доступных предпринимателям, в том числе начинающим:

  • Упрощение процедур. Москва предпринимает шаги для упрощения процедур регистрации и лицензирования малого бизнеса. Она стремится уменьшить бюрократическую нагрузку и сократить время, необходимое для открытия и ведения бизнеса. Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы продолжает внедрять новые сервисы, которыми предприниматели и те, кто только планирует открыть свое дело, могут пользоваться дистанционно для решения своих задач. Только на портале ГБУ «Малый бизнес Москвы» (mbm.mos.ru) представлено более 35 онлайн-сервисов для бизнеса - от консультаций до подготовки налоговой декларации. Например, на портале можно воспользоваться «Бизнес-треками» с пошаговыми инструкциями для открытия определенных видов бизнеса, сервисом «Дистанционная регистрация бизнеса под ключ», сервисом для проверки благонадежности потенциальных бизнес-партнеров. Кроме того, предприниматели могут забронировать рабочее место в бесплатных коворкингах.
  • Поддержка инноваций. Москва активно поддерживает инновационные проекты и стартапы. Город создает условия для развития и внедрения новых технологий, предоставляет инновационным предприятиям гранты, субсидии многочисленные льготы. Получить поддержку или найти инвестора для своего проекта начинающие инноваторы могут через Московский инновационный кластер.
  • Специальные территории, такие как бизнес-инкубаторы и технопарки. Эти площадки предлагают доступ к современной инфраструктуре, арендные площади по льготным ценам, обучение и консультации, а также возможности для сотрудничества и развития с другими предпринимателями.
  • Обучающие мероприятия. Ежегодно для предпринимателей организуется более 1000 разноформатных обучающих и деловых мероприятий, которые посещает более 100 тысяч человек. Эти мероприятия помогают узнать о лучших практиках бизнеса, финансовом планировании, маркетинге и других аспектах управления предприятием.

«Малый бизнес Москвы» проводит десятки мероприятий каждый месяц, от вебинаров и мастер-классов до форумов и конференций. Также для повышения уровня предпринимательских знаний МБМ разработаны программы обучения: «Стартап-школа МБМ», «Бизнес-песочница», «Бизнес Апгрейд», «Прокачай свой бизнес вместе с наставником» и др.

Узнать больше об образовательной поддержке можно на портале mbm.mos.ru в разделе «Обучение».

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.