Все российские регионы представляют свои достижения на выставке-форуме «Россия», которая проходит на ВДНХ с 4 ноября 2023 года по 12 апреля 2024 года. Иркутская область – одна из первых, чьи экспонаты представлены публике. На стендах можно увидеть могучие реки, такие как Енисей, Обь, Катунь, Лена, Ангара, Иртыш, и акваторию озера Байкал. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал о запуске проекта самолета МС-21, туристических маршрутах Приангарья и новом производстве.
Про МС-21
Игорь Иванович, добрый день! Расскажите, с чем Иркутская область приехала на выставку «Россия» и чем планируете удивить?
— Иркутская область – территория грандиозных проектов. Интерес к нашим площадкам говорит о том, что и государству, и жителям региона небезразлично, как будет развиваться Иркутская область.
Площадка разделена на три зоны: прошлое, будущее и полусфера – настоящее. Этот переход говорит о том, что мы сейчас проживаем и что должны сделать для будущих поколений. Макет для выставки изготавливали наши иркутские дизайнеры. Хотелось показать, что Иркутская область – кладезь полезных ископаемых, мы являемся лидерами по гидроэнергетике, добыче нефти и газа. Сегодня крайне важно, чтобы инвесторы создали правильные условия для развития своего бизнеса и безопасности нашего региона, сохранив те богатства, которыми одарила нас природа. Надо слушать, слышать и понимать друг друга.
Игорь Иванович, самый зрелищный экспонат на вашем стенде – макет самолета МС-21. Расскажите, когда уже будет запущен проект?
— Следующий год. Наш знаменитый земляк Сергей Викторович Чемезов сегодня здесь, и вместе мы ищем пути импортозамещения, чтобы собирать этот самолет из отечественных материалов.(прим.ред.: президент РФ Владимир Путин заявлял, что самолет МС-21 конкурентоспособен и не уступает западным аналогам по многим параметрам, например, широкому фюзеляжу и удобному размещению в салоне)
Могу сказать, что шесть бортов проходят испытания, и к концу следующего года должны запустить серийное производство. В 2025-м – выпустить 12 самолетов, в 2026-м – 22 самолета и дальше больше. Уже сегодня заключено соглашение с компанией «Аэрофлот» о том, что 210 воздушных бортов должны быть переданы. Для нас это масштабный проект, поскольку мы рассматриваем себя, прежде всего как один из центров самолетостроения. Те компетенции, которые имеют жители нашего региона, позволяют говорить о будущем самолетостроения здесь.
О развитии Байкала
Поговорим о Байкале. Какие проекты сейчас реализуются возле этого уникального озера для повышения туристической привлекательности?
— Мы работаем сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, необходимо создать комфортные условия для местных жителей. Мы имеем свою позицию как в отношении людей, так и по поводу экологии. Все интересы должны быть учтены.
Второе наше направление – круизный туризм. Мы за развитие туризма и за социальное обслуживание нашего населения водным транспортом. На сегодняшний день определены такие точки: порт Байкал – незамерзающая водная гладь, другая точка – это Листвянка, где надо думать о берегоукреплении и дорожной составляющей. Следующий пункт – Ольхон и прилегающая к нему территория. И наконец, четвертая точка – город Байкальск. Президент РФ поставил задачу к 2040 году сделать эту территорию экогородом.
Третья история – очистные сооружения. Я встречался с Викторией Валерьевной (Абрамченко, заместитель председателя правительства Российской Федерации. – Прим. ред.), и она поддержала 16 наших проектов, которые мы разбили на этапы. Прежде всего это Слюдянка, Листвянка, Усолье-Сибирское и Иркутск.
Дорожная карта уже готова?
— Принято решение, ну а мы дальше его обрабатываем. Второй этап работы – Ольхон и прилегающие территории. Есть ограничения по прямому сбросу отходов в Байкал, и здесь нам наука должна помочь найти решение задачи. Ну и третий этап работы – все, что связано с природной территорией Прибайкалья, где также нужны очистные сооружения. Это масштабные проекты, и думаю, что до 2030 года нам необходимо ситуацию переломить и показать, что мы заинтересованы в обеспечении жизнедеятельности населения, создании инфраструктуры и безопасности.
Вы неоднократно говорили о законодательном регулировании майнинга. Какие меры будут приняты, если эта идея получит одобрение?
— Прежде всего Министерство экономического развития России должно присвоить ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором каждому виду деятельности соответствует числовой код. – Прим. ред.). И нужна приоретизация при выдаче энергии. И первыми в очереди будет жилье, люди, социальная инфраструктура, ну и только потом коммерческие инициативы.
О достижениях
Каких достижений ждать в вашем регионе в ближайшие годы?
— В ноябре мы открываем в Усть-Илимске производство – картонный комбинат, а это 600 тысяч тонн картона в год. Это и новые рабочие места, и налоговые поступления и развитие в муниципалитетах малого и среднего бизнеса, задействованного в реализации проекта. В следующем году мы планируем открыть с Иркутской нефтяной компанией производственный газохимический комплекс. Такого за Уралом точно нет. Со многими крупными компаниями у нас подписаны соглашения и есть договоренности о дальнейшей работе: это и Федеральный центр химии и фармацевтические проекты, и развитие транспортной инфраструктуры и многое-многое другое. Важно понимать, что все это сотрудничество будет в интересах России, Иркутской области и, конечно, в интересах инвесторов. И между всеми этими сторонами будет соблюдаться баланс.
Фото: ФедералПресс / Антон Федулов
Международная выставка-форум «Россия»