В Первомайском районе Новосибирска убрали сразу три маршрутки и изменили движение трех рейсовых автобусов. Для местных жителей это стало настоящей катастрофой: чтобы добраться до работы, многим требуется не менее двух часов. Тем более что оставшийся общественный транспорт ходит нерегулярно, пропускает рейсы, а салоны часто забиты людьми. Почему это произошло и какой есть выход из ситуации – разбирался «ФедералПресс».
«Приходится мерзнуть часами»
Жители Первомайского района Новосибирска направили в управление Следственного комитета по Новосибирской области обращение из-за проблем с общественным транспортом. Они утверждают, что некоторые маршруты были сокращены, а оставшиеся автобусы ходят редко и переполненными. В результате выехать из микрорайона стало очень трудно.
«Департамент транспорта мэрии Новосибирска в процессе оптимизации общественного транспорта прекратил деятельность маршрутных такси и изменил схему движения автобусов. Эти изменения департамент обуславливал развитием муниципального общественного транспорта (были приобретены новые автобусы). Однако из заявленных на маршрут транспортных единиц выходит не более 50 %, тем самым нарушается график выхода», – говорится в обращении активистов.
Общественники рассказали «ФедералПресс», что ранее уже обращались в департамент транспорта Новосибирска и получили ответ: причина проблемы – в нехватке водителей.
«В результате «оптимизации» жители микрорайона КСМ (Первомайский район) оказались в ситуации, когда утром нет возможности выехать из микрорайона (автобусы наполняются на конечной, и на следующих остановках люди не могут попасть в салон), а вечером не могут вернуться домой. Мэрией не даются конкретные сроки решения проблемы», – рассказал местный житель, один из авторов обращения Дмитрий Дамаев.
Он добавил, что проблема обострилась в холодное время года – транспорт теперь ходит редко, а теплых остановочных павильонов здесь нет. При этом установленное расписание не соблюдается, поэтому пассажиры не могут рассчитать время ожидания.
«Людям приходится мерзнуть часами, это чревато получением переохлаждения и обморожения. Просим разобраться, нет ли тут халатности и ненадлежащего исполнения своих обязанностей ответственными лицами», – отметил общественник.
Горожане готовы писать Бастрыкину
Интервал движения оставшихся автобусов – каждые полчаса, поделилась местная жительница Ирина В. Добираться до работы ей теперь приходится вдвое дольше. Особенно некомфортно инвалидам и пенсионерам, для которых в переполненных автобусах нет никаких условий.
«Жители Первомайского района отрезаны от цивилизации, и интервал движения автобуса в морозы может достигать 1 часа 20 минут. Где тут найдется место для инвалидной или детской коляски, автобусы от остановки Твардовского идут переполненные», – отмечает горожанка.
Жители района неоднократно обращались по этому поводу к губернатору Новосибирской области Андрею Травникову в соцсетях и во время прямых линий. Поскольку результата добиться не удалось, сейчас они обсуждают подготовку обращения к главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину.
«В Новосибирске игнорируют и бездействуют, мы планируем отправить обращение в Москву к Бастрыкину», – сообщила Ирина В.
Район растет – транспорта нет
Несмотря на отсутствие транспорта, район по-прежнему развивается, расширяется и отстраивается. Теперь новосибирцам предстоит делить оставшиеся маршруты с новыми жильцами. Горожане не требуют выделить им новый транспорт, увеличив количество автобусов. Они просят сделать так, как было раньше, и вернуть убранные маршруты.
«Район расширяется, а транспорт сокращается. От остановки Твардовского полностью убрали три маршрутных такси № 1, 68, 50, убрали автобусы № 68 и 20. Оставили автобус № 50, который битком набитый ходит 2 раза в час. До микрорайона «Весенний» вообще теперь ничего не ходит», – рассказала местная жительница.
Еще одна жительница Новосибирска Наталья Т. отметила, что основной транспортной проблемой является отсутствие водителей и регулярное сокращение кадров. В результате расписание действующих автобусов не выполняется, навигаторы зачастую выключены, а отображение движения транспорта в 2GIS не соответствует действительности.
Водителей действительно не хватает
В министерстве транспорта и связи Новосибирской области ранее «ФедералПресс» объясняли, что в сфере общественного транспорта сложился дефицит водителей, но заверяли, что это не отразится на пассажирах.
Причина нехватки кадров – в низком престиже профессии. В мэрии рассказали, что обсуждают разные варианты, как повысить общественный статус водителей, а также замотивировать работников идти в эту сферу.
«Министерством совместно с автотранспортными предприятиями прорабатываются возможности по обучению и подготовке кадров и расширению социального пакета. Министерством транспорта совместно с министерством образования Новосибирской области создана программа переобучения водителей категории C на категории D за счет средств правительства региона. В 2022 году по указанной программе подготовлено 25 водителей, а в 2023 году уже обучены 11 и еще 13 проходит обучение», – уточнили в минтрансе.
«ФедералПресс» направил уточняющие вопросы по организации работы транспорта в Первомайском районе в мэрию и в министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области. На момент публикации редакция ответ не получила.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Ломакина
Эксклюзивы «ФедералПресс»