В 2023 году чиновники и депутаты регионов Северо-Запада продолжали уходить добровольцами на спецоперацию на территории Украины. У каждого из них были свои причины – кто-то из чувств патриотического долга, кто-то профессионального. Некоторые госслужащие пытались таким действием отвлечь внимание компетентных органов от нарушений в своей работе. Подробнее о том, кто и зачем из чиновников в СЗФО в минувшем году отправился на СВО и что из этого вышло, – в материале «ФедералПресс».
Кто из чиновников Петербурга пытался уехать на СВО
2 октября суд в Северной столице отправил под домашний арест замначальника филиала ОАО «РЖД» Евгения Галактионова. Его обвиняли в неоднократном получении взяток в размере 2,1 млн рублей от четырех лиц через посредников.
Примечательно, что во время следствия подозреваемый скрылся от правоохранителей в поселке Калининец-1 Наро-Фоминского района Московской области. В местной войсковой части он добровольно заключил контракт для прохождения военной службы и хотел отбыть в зону СВО. Не получилось
Не вышло отправиться на спецоперацию и у бывшего депутата заксобрания Петербурга Романа Коваля, осужденного на девять лет за взяточничество. 31 января во время суда он пожаловался, что его не хотят отправлять в зону боевых действий.
«Пишу заявление на СВО, а меня не берут. Говорят, что надо еще поработать», – говорил Коваль слушателям в ожидании решения суда.
А вот добравшийся до зоны спецоперации заместитель председателя комитета по молодежной политике Петербурга Иван Есипов рассказал, что получил ранение при взрыве сброшенной с беспилотника гранаты. Об этом 23 ноября сообщил спикер петербургского ЗакСа Александр Бельский. Есипов отправился добровольцем в армию в сентябре 2022 года.
В минувшем году чиновникам Северной столицы намекали, что стоит активно отправляться служить в зону СВО. Об этом говорит законопроект губернатора Беглова. Согласно проекту, госслужащие, отъехавшие на спецоперацию, смогут сохранить должность за собой и после окончания службы вернуться на прежнее место работы. Парламентарии инициативу поддержали в первом чтении. Дальнейших пока не было, так что законопроект не принят.
Зачем чиновники из Ленобласти уходили на СВО
В июне в Ленобласти на СВО отправился один из чиновников региональной администрации – некий Геннадий М. По его словам, решение принял осознанно, понимая, что «его место не в тылу, а на передовой».
«Оба моих деда воевали в Великую Отечественную, оба отдали жизнь за свое Отечество, один из них героически погиб на втором украинском фронте, поэтому я не мог остаться в стороне», – рассказал чиновник.
Вице-губернатор по безопасности Михаил Ильин даже передал коллеге набор специального оборудования для решения боевых задач.
«Многие из чиновников, правда, уходят на спецоперацию из чувства патриотического долга, хотят помочь своей стране, показывают, что готовы поддержать ее не только на словах», – говорит источник «ФедералПресс», близкий к одному из областных правительств в СЗФО.
Также из патриотических чувств в зону спецоперации отправился глава администрации Ропшинского поселения Ленобласти Алексей Стожук. С 1 октября он заключил контракт с Минобороны.
«Сейчас, когда мы выбились в передовики по всем показателям, закончили комфортную среду, решил реализовать свое желание, которое я принял с началом СВО», – заявил Стожук.
Его решение поддержал и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
Действующие чиновники понимают, что добровольный уход на СВО сейчас – это шанс для резкого карьерного взлета, подчеркивает источник «ФедералПресс».
«В сложные времена, когда будущее туманно, люди могут как быстро рухнуть, так и быстро забраться в иерархической структуре. Для многих СВО – это шанс рискнуть и резко подняться по карьерной лестнице», – говорит источник.
Кто еще из политиков СЗФО уехал на СВО
Еще в трех регионах СЗФО на спецоперацию отправилось по одному политическому деятелю. В Псковской области это представитель Себежского местного отделения ЛДПР Марат Хасанов.
«В армии я не новичок. Принимал участие во Второй Чеченской войне. Служил в железнодорожных войсках, где доставлял боеприпасы своим боевым товарищам. И вот теперь подписал контракт и направляюсь добровольцем сначала в учебку, а уже оттуда – в зону СВО», – заявлял Хасанов в конце августа.
В Мурманской области туда же отправился депутат региональной думы, заместитель главного врача по хирургии областного онкодиспансера Роман Пономарев. О решении он сообщил в конце января.
«Свою главную задачу видит в том, чтобы помочь как можно большему числу людей, будь то военнослужащие или мирные граждане. Надеется, что его опыт и знания пригодятся там, где сейчас это особенно необходимо», – заявили в пресс-службе мурманского Народного фронта.
Из Карелии на СВО в середине июня отправился глава Петрозаводского городского округа Владимир Любарский. По его словам, решение он принял «в ходе поездок к нашим парням, нашим мобилизованным». 10 ноября Любарский заявил о завершении своей службы по контракту в батальоне «Ахмат». Глава Карелии Артур Парфенчиков 4 ноября сообщил, что Любарский получил ранение во время атаки украинского дрона.
Отметим, что, судя по открытым источникам, из Новгородской, Архангельской, Калининградской и Вологодской областей, а также НАО, никто из чиновников и депутатов добровольцем на СВО в 2023 году не отправился.
«Надо понимать, что если из какого-то региона на СВО уехал один чиновник, а из другого ни одного, то перед нами статистическая погрешность», – комментирует директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
Сколько чиновников уехало на СВО из Коми
28 марта мэр Воркуты Республики Коми Ярослав Шапошников решил отправиться служить по контракту в зону СВО и ради этого готов оставить свой пост. Решение поддержал глава региона Владимир Уйба.
Известно, что Шапошников возглавил добровольческий отряд «Печора» из уроженцев Коми. Он включен в состав добровольческого казачьего корпуса.
В мае о решении отправиться на спецоперацию сообщил и. о. министра здравоохранения Коми Игорь Дягилев. По его словам, он сделал это «осознанно, без какого-либо давления и побуждения извне». В зоне боевых действий он работал травматологом-ортопедом в одном из госпиталей.
В начале сентября первый замруководителя администрации Сыктывкара Александр Можегов отбыл в зону СВО. Мэр столицы Коми Владимир Голдин тогда заявил, что профессиональные знания и опыт бывшего чиновника позволят решать важные задачи, поставленные Минобороны.
«Коми – это сложный регион по управлению и с точки зрения возможностей. Шахты закрываются, города умирают, проблемы с ЖКХ. Поэтому, если люди видят возможности реализоваться где-то еще, они ими пользуются», – говорит Дмитрий Солонников.
Самым комичным случаем за год стала история главы администрации Печоры Валерия Серова. 30 сентября его задержали в получении взятки в особо крупном размере. А за две недели до этого чиновник подписал контракт с Минобороны РФ и собирался отправиться на СВО.
«Моя гражданская позиция основывается на том, что в этот трудный период каждый гражданин, каждый мужчина должен встать на защиту своей страны», – писал Серов в своем телеграм-канале.
Тогда его решение поддержали глава республики и местные депутаты. Но правоохранители к патриотическим речам отнеслись настороженно. И, видимо, совсем не без оснований.
«Иногда госслужащие уходят на СВО, когда возникают сложности с проверкой их работы и над ними начинают «сгущаться тучи», маячит расследование. Они надеются, что, отбыв на спецоперацию, снимут с себя все вопросы. Но это не основной стимул», – подчеркивает Солонников.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин