В петербургском филиале НМИЦ МНТК «Микрохирургия глаза» им. Академика Святослава Федорова 19 января провели 60 операций по замене хрусталика глаза при катаракте жителям блокадного Ленинграда и ветеранам Великой Отечественной Войны. Для этого были задействованы все операционные клиники. Этот операционный день был приурочен к 81-й годовщине прорыва блокады Ленинграда. Однако такая помощь не будет разовой акцией, а лишь первой из серии мероприятий, направленных на помощь блокадникам и ветеранам. «ФедералПресс» побывал там, где людям возвращают зрение, а также пообщался с пациентами, ожидающими операций и теми, кому они уже были проведены.
«Я могла лишиться глаза»
Катаракта – это частичное или полное помутнение хрусталика человеческого глаза. В результате заболевания нарушается пропускная способность глаза для световых лучей. Это приводит к тому, что человек видит изображения размыто, нечетко. Кроме того, болезнь склонна прогрессировать и без лечения может привести к полной слепоте. Чаще всего катаракта возникает у пожилых людей.
«У меня так заболели глаза, что приступы были. Развалился хрусталик полностью. Говорили, что я могла лишиться глаза», – рассказала «ФедералПресс» 97-летняя ветеран войны Вера Керносенко.
Она отметила, что правым глазом не видела уже четыре года. Пользовалась только левым, на котором тоже развивалась катаракта. Были даже приступы боли, которые пугали пожилую женщину.
«Думала, доживу с одним глазом, не дожила. Пришлось делать операцию. Чтобы эти приступы не повторились, делаю во втором глазу», – рассказала Керносенко.
Первую операцию женщине провели в срочном порядке 3 октября, а вторую назначили на 19 января.
«Первый раз перед операцией переживала. А теперь нет. Так было хорошо – хоть не вставай. Я даже ничего не почувствовала. Я им так благодарна! Сейчас видит только правый глаз. Видит хорошо, даже читаю. И на вторую вызвали раньше срока. Я очень благодарна клинике, очень хорошая, просто прелесть!» – восхитилась блокадница.
97-летняя пациентка призналась, что теперь прооперированным глазом видит отчетливо.
Ее слова подтвердила и 84-летняя блокадница Маргарита Холопова. Она дала журналистам интервью сразу после операции. «Замечательно! Настолько добрые медсестры и врач. Он все время спрашивал, больно или не больно. Я отвечала, что все прекрасно. Действительно, я все вовремя получила. Сейчас, наверное, буду лучше видеть», – рассказала пожилая женщина.
«Я чувствовала, что с глазами надо что-то делать»
82-летняя Галина Михайлова тоже страдала катарактой на оба глаза. 40 лет она занималась с детьми музыкой, играла на фортепиано, была учителем музыки и пения. Катаракта подкралась незаметно, когда Галина смотрела на нотный стан, строки стали размытыми. Она не могла разучивать новые музыкальные произведения. Михайлова прошла обследование в одной из клиник на Невском проспекте, где ей сообщили о том, что операция на одном глазу обойдется в 90 тысяч рублей. Ее дочь предложила обратиться в клинику имени Святослава Федорова.
«Я, когда сажусь за инструмент играть, у меня линеечки все путаются. Я чувствовала, что с глазами надо что-то делать, потому что без фортепиано жить не могу. Это моя жизнь. Только я сдала документы, меня поставили на особую очередь как блокадницу и на следующий день вызвали. Спасибо большое нашему Владимиру Путину, что он распорядился всех блокадников обеспечить операцией», – сказала Михайлова.
Женщина рассказала журналистам, что родилась в апреле 1941 года. Их семья жила на улице Достоевского в центре Ленинграда.
«Отец ушел на фронт. Нас у мамы было трое. Я всю блокаду знаю со слов сестры, которая на десять лет старше меня. Она говорит, что помнит блокаду очень хорошо, но не помнит меня. Я не подавала признаков жизни вообще. Я умирала. Мама только и говорила: хоть бы до лета дотянула, чтобы на Пискаревское меня не отправили», – вспоминала Михайлова.
Как проходит операция
Директор Санкт-Петербургского филиала ФГАУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени Святослава Федорова Эрнест Бойко рассказал, что операция, которая возвращает людям зрение, очень высокотехнологична. «Мы применяем сейчас фемтосекундный лазер. Операция происходит на закрытом глазу, подается специальная жидкость, чтобы внутриглазное давление не уменьшалось. Хрусталик разрезается, измельчается и удаляется. Даже не через разрезы, а через микропроколы шириной менее 1 мм, поэтому швов после операции нет», – объяснил он.
В операционной работает сразу несколько хирургов. Процедура длится 7–10 минут. В одной операционной за день могут провести 70 операций. Один хирург может делать от 15 до 21 операции. Всего в больнице пять операционных. В целом могут в день сделать около 150 операций. «Ставим всем гибкие хрусталики, хорошего качества», – заверила «ФедералПресс» хирург Майя Немсицверидзе.
Эрнест Бойко отметил, что в первом квартале 2024 года операций по катаракте будет на 1300 больше, чем в первом квартале прошлого года. Сейчас записались на операцию порядка двух тысяч человек, однако это количество можно условно поделить на три. Все дело в том, что граждане иногда обращаются сразу в три учреждения (городское, ведомственное, федеральное) и ждут, куда быстрее пригласят.
С предложением организовать внеочередную медпомощь жителям блокадного Ленинграда, инвалидам, ветеранам, участникам ВОВ и другим льготным категориям горожан выступил губернатор Петербурга Александр Беглов. «Наша обязанность – полностью ликвидировать эту очередь, чтобы люди не ждали. Для нас ветераны, блокадники – на первом месте. Зрение – это самое главное», – говорил Беглов.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина
Эксклюзивы «ФедералПресс»