В Югре 24 января 1988 года произошла авиакатастрофа, пополнившая список нераскрытых. Самолет Як-40 потерпел крушение под Нижневартовском. Трагедия унесла жизни четырех членов экипажа и 23 пассажиров. Как разворачивались события и почему самолет, который упал в двух километрах от аэропорта, искали пять часов – читайте на «ФедералПресс».
Что произошло после взлета
24 января в седьмом часу вечера рейс «Аэрофлота» потерпел крушение в двух километрах от аэропорта Нижневартовска. Самолет летел в Бугульму с первой промежуточной остановкой в Тюмени. Через несколько секунд после отрыва от земли приборы показали уменьшение оборотов КВД двигателей. Прошли считанные секунды, и борт уже летел с одним работающим двигателем № 2, он стал терять скорость и высоту, уходить в крен.
На высоте шести метров самолет коснулся деревьев, а через 87 метров врезался в землю рядом с краем оврага. Через 20 метров борт влетел в склон оврага с углом крена больше 60 градусов, затем врезался в опору линий электропередачи и разрушился полностью. В общей сложности самолет «прополз» 112 метров от места первого касания. Полет длился не более 92 секунд.
Поиски самолета и выжившие
На борту летел 31 человек. В авиакатастрофе погибли все четыре члена экипажа и 23 пассажира. После крушения чудом выжили пять человек. Люди с тяжелыми травмами смогли продержаться на сильном морозе до прибытия поисковиков. Вот только ждать спасения пришлось долго.
Рухнувший самолет нашли лишь через пять часов после авиакатастрофы. Как сообщает портал avia.pro, поисковики не соотнесли время аварии и неисправности на ЛЭП. Воздушный поиск не дал результатов из-за невозможности связаться с экипажем по аварийной радиосвязи и отсутствия поисковых фар и средств ночного видения на самолетах, которые искали борт. На земле поиски осложнились из-за отсутствия спецсредств. Выживших с обморожениями рук и ног и тяжелыми травмами доставили в больницу. Один из них скончался в больнице на второй день после авиакатастрофы.
«Летели вахтовики в Бугульму. Я был еще ребенком и лично видел этот самолет, отец возил смотреть. Для города это была трагедия, но в советские времена особенно не афишировали... Его долго искали, поисковые службы были не готовы. Нашли спустя 6–8 часов. Если и были выжившие, то замерзли», – пишет в соцсети «ВКонтакте» житель Нижневартовска Алексей Гордин.
Причины авиакатастрофы
По заключению комиссии, причиной катастрофы стало уменьшение тяги всех трех двигателей в процессе взлета сразу после отрыва от взлетной полосы до значений меньше, чем нужно для горизонтального полета.
«Наиболее вероятно, что уменьшение тяги двигателей произошло из-за уборки РУД (рычаги управления двигателями) экипажем, после которой 1-й и 3-й двигатели выключились, а 2-й двигатель после уменьшения оборотов до 74 %, после переводов РУД во взлетное положение, вышел на взлетный режим», – пишет www.airdisaster.ru.
Еще одна версия – попадание воздуха в топливную систему. Воздушная подушка стала причиной снижения оборотов двигателей и их выключения.
Точную причину трагедии комиссия так и не смогла определить из-за гибели экипажа.
Ранее «ФедералПресс» сообщал, как выжить в авиакатастрофе. Эксперт по выживанию и безопасности Эдуард Халилов назвал основные правила поведения, которые помогут пассажирам остаться в живых.
Фото: РИА Новости / Ростислав Нетисов, ФедералПресс / Елена Сычева