Нидерландская компания Yandex N.V. продала российский «Яндекс» за 475 млрд рублей консорциуму частных инвесторов. Бенефициары сделки пока не разглашаются, но возвращение в российскую юрисдикцию столь значимого ИТ-актива будет иметь и политические и экономические последствия. Что ждет компанию после сделки – разбирается «ФедералПресс».
Что известно о сделке
«Яндекс» – одна из крупнейших и самых значимых российских ИТ-компаний. Это и система поиска информации в Сети, и множество дочерних компаний и сервисов. В июне 2022 года Сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож ушел со всех постов в компании после того, как Евросоюз ввел против него персональные санкции. Сам миллиардер назвал меры властей ЕС «контрпродуктивными» и «ошибочными», но пообещал не вмешиваться в принятие решений компании. Сам российский ИТ-холдинг контролировался заграничной компанией Yandex N.V., пока не стало известно о совершении сделки по продаже западных активов российским бизнесменам.
«Нидерландская Yandex N.V. заключила сделку по продаже бизнеса «Яндекса» (MOEX: YNDX) за 475 млрд руб. консорциуму частных инвесторов и менеджеров компании. До 31 июля Yandex N.V. сменит название и прекратит использовать бренды «Яндекса». Гендиректором «Яндекса» останется Артем Савиновский. Компания предоставит Yandex N.V. ограниченные права на использование части своих технологий до конца года», – передает «Коммерсантъ».
При этом в проведении сделки нет ничего удивительного и готовилась она давно, рассказал в беседе с «ФедералПресс» директор «Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров» Владимир Зыков.
«Яндекс» в своем годовом отчете рассказывал о том, что они разобьются на две компании – российскую и международную, и международная компания не будет называться «Яндекс». Фактически «Яндекс» станет неким аналогом Telegram, ведь это выходцы из России. Конечно, сегодня «Яндекс» с точки зрения возможностей – это глобальная компания. Мы помним, что как поисковик в Турции «Яндекс» много лет пытался отвоевать долю рынка у Google. Затем «Яндекс» стал продвигать свой сервис такси в разных странах мира, а дальше и подтягивать остальные бизнесы, внимательно анализируя рынки различных стран, чтобы понять интересы и потребности местных жителей», – пояснил Зыков.
По словам эксперта, для того чтобы развиваться в мире, «Яндексу» нужно было пойти на определенные уступки в России.
Что ждет компанию после продажи
Новая – уже российская – головная компания будет торговаться на Московской бирже, и интерес к ней будет большим, считает председатель совета директоров некоммерческого фонда «Центр содействия законотворчеству» Вадим Виноградов.
«По сути, для компании ничего не поменяется. Слухи о национализации «Яндекса» не оправдались. «Яндекс» остается частной, независимой и публичной компанией, ни у кого из совладельцев акций нет контролирующего пакета. Крупнейшая доля компании принадлежит менеджменту. Менеджеры компании получили новые полномочия, будут и дальше управлять компанией, они будут совладельцами «Яндекса» и войдут в группу частных инвесторов», – подчеркнул Виноградов в беседе с изданием.
При этом переход компании под крыло российских владельцев только усилит ее позиции и избавит от инвестиционных рисков. Теперь «Яндекс» будет полностью отечественным, полностью подчинится российскому же законодательству, и компанией продолжит руководить отечественный менеджмент: для этого создан Фонд менеджеров, где ни у кого из управленцев нет контролирующей доли. Фонд менеджеров сможет номинировать двух директоров в Совет директоров. Все это организационные вопросы, но именно они положительно повлияют на развитие компании в руках нового владельца.
«Вся команда менеджмента и генеральный директор остаются прежними. Для России это тоже важно, потому что «Яндекс» становится примером крупной частной технологической компании, которая может успешно развиваться в России и конкурировать с зарубежными платформами и технологиями. Немногие частные компании в России обладают известным за рубежом брендом», – рассказал Виноградов.
Кроме того, за «Яндексом» сохраняются все его технологии и проекты, а техническая база любой ИТ-компании – ее главный актив. В результате сделки «Яндекс» полностью сохраняет свои бренды и технологии, свой авторитет как разработчика и работодателя.
«Сделка станет новым этапом развития «Яндекса» после длившегося периода неопределенности. Важно, что есть понятное решение: «Яндекс» продолжает работу под управлением понятных рынку, IT-отрасли и самой компании менеджеров, которые теперь становятся совладельцами компании. «Яндекс» не сворачивает бизнес, не расстается с технологиями, продолжает имеющиеся проекты и нацелен на развитие новых», – пояснил Вадим Виноградов.
Россия удерживает за собой статус государства с самостоятельной IT-отраслью, собственным поисковиком мирового уровня, современными собственными сервисами такси, доставки и т. д. Далеко не каждая страна в мире обладает таким набором своих цифровых инструментов, и далеко не каждая российская компания имеет перспективные проекты за рубежом. Дальнейшее развитие «Яндекса» в России удержит в компании и стране огромное количество IT-специалистов, даст стимул для получения соответствующего образования новым поколениям. «Яндекс» сохранил и продолжает наращивать свои лидирующие позиции на таких российских рынках как поисковая система, цифровая рекламная система, разработка и внедрение искусственного интеллекта, нейросети, голосовые помощники, машинное зрение и беспилотный транспорт, VR, устройства умного дома и многие другие передовые технологические направления.
То, что ни один из пайщиков ЗПИФ – нового владельца «Яндекса» – не находится под санкциями, это возможность для международного бизнеса «Яндекса» продолжить проекты за рубежом.
Фото: unsplash.com