Удобство и стоимость передвижения на общественном транспорте служат одним из главных критериев, по которому люди чаще всего определяют комфортность проживания в городе. Свою оценку ситуации с транспортом в российских мегаполисах и муниципалитетах поменьше также дают профессионалы отрасли. Четвертый по счету рейтинг городов нашей страны по качеству общественных перевозок по итогам 2023 года подготовили аналитики компании Simetra. Они оценили транспортные системы 102 российских городов по пяти ключевым показателям. «ФедералПресс» рассказывает, какие места в этом рейтинге эксперты (жители этих городов, понятно, могут считать совсем иначе) отвели региональным центрам Приволжья.
Пермь отрывается, Нижний Новгород обгоняет Казань
В десятку лучших по качеству общественного транспорта в России (если оставить за скобками Москву и Санкт-Петербург) вошли сразу пять региональных столиц из ПФО.
Уже второй год в стране удерживает лидерство Пермь. Причем, как отмечают авторы исследования, столице Прикамья в прошлом году удалось еще укрепить свои позиции и оторваться от Новокузнецка, который находится на второй месте в стране. Особенно высоко эксперты оценивают комфортность и удобство городского транспорта Перми, функциональность маршрутной сети. По итоговому баллу региональный центр Пермского края (где, кстати, нет метро и троллейбусов) заметно опережает другие мегаполисы Приволжья.
В новом рейтинге произошла небольшая рокировка между Казанью и Нижним Новгородом. В 2023 году столица ПФО заняла четвертое место в стране, поднявшись на две позиции.
«Несмотря на приостановленное на большей части сети трамвайное движение, Нижний Новгород продвинулся вверх благодаря значимым для миллионника улучшениям тарифной системы. Здесь смогли покрыть единой тарифной системой маршруты всех перевозчиков: месячный проездной и пересадочные билеты теперь действуют почти на всех маршрутах, а также распространяются на метрополитен», – подчеркивают авторы рейтинга.
По их словам, в Казани (пятое место в России) также удалось включить метро в единую систему проездного билета, но «откат в числе магистральных маршрутов и их покрытии не позволил столице Татарстана удержать позицию 2023-го года».
Самара сохранила восьмое место в рейтинге. А вот Ижевск оказался на грани вылета из топ-10, опустившись с пятого на девятое место. Эксперты обратили внимание на то, что преобразования в общественном транспорте республиканского центра приводят к сбоям.
«Из-за неразберихи с тарифами фактически перестал существовать единый проездной билет. Также вызывает опасения отмена сразу нескольких маршрутов электротранспорта. Удержаться в десятке Ижевску, по всей видимости, удалось лишь за счет значительного расширения системы выделенных полос. Однако хватит ли запаса прочности системы на следующий год – неизвестно», – говорится в исследовании.
Йошкар-Ола поднимается, Саратов и Уфа падают
К группе середняков в Приволжье по состоянию общественного транспорта можно отнести шесть городов – Киров (19-е место в России), Ульяновск (29-е), Чебоксары (32-е), Йошкар-Олу (37-е), Уфу (55-е) и Саратов (68-е). Здесь обращает внимание на себя серьезное падение в рейтинге двух городов. Причем Саратов показал рекордное снижение, ухудшив свои позиции по сравнению с рейтингом 2022 года аж на 41-е (!) место. Аналитики объясняют это несколькими причинами. Одна из них связана с реконструкцией трамвайных сетей в Саратове.
«Это привело к сокращению (пусть и временно) рациональности использования проездных билетов, действующих только в пределах системы электротранспорта. В дополнение к этому уменьшилась и доля транспортной работы, осуществляемой с приоритетом. К радикальному пересмотру показателей парка подвижного состава и физической доступности Саратова привело включение в его состав обширных территорий Гагаринского района области: региональный центр оказался не готов принять на себя ответственность за обслуживание ранее пригородных направлений», – указывают авторы рейтинга.
Также заметно «просела» Уфа, опустившись на 27 позиций. По словам аналитиков, в 2023 году в ряде российских городов остро встала проблема магистральных маршрутов в связи с массовым сокращением времени работы общественного транспорта. В их число вошла и столица Башкирии, где из категории магистральных маршрутов исключили трамваи №№ 5 и 18, троллейбусы №№ 4, 9 и 16.
Зато сразу на 25 позиций поднялась Йошкар-Ола. Среди достижений столицы Марий Эл эксперты выделили строительство новой, пусть и не слишком протяженной, троллейбусной линии.
«Поставки новой техники в Йошкар-Олу несколько затягиваются и город еще имеет шансы продвинуться в части улучшения качества общественного транспорта», – считают авторы рейтинга.
При этом они обращают внимание на то, что в региональном центре Марий Эл в рамках транспортной реформы не удалось организовать полноценные магистральные маршруты. Вдобавок изменение маршрутных сетей здесь пока носит преимущественно косметический характер.
Оренбург и Саранск закрепляются в стане аутсайдеров
Хуже всего ситуация с общественным транспортом в ПФО складывается в Пензе (87-е место из 100 городов), Оренбурге (89-е) и Саранске (90-е). Аналитики акцентируют внимание на ускорение падения в рейтинге Оренбурга, который потерял пять позиций из-за расстройства ценовой политики, последовательного закрытия информации о работе общественного транспорта и нарастающих проблем с электротранспортом.
«И даже разумное скромное начинание в виде создания общего для всего городского транспорта стиля окраски подвижного состава (муниципальный перевозчик и частники сумели годом ранее «договориться» о синхронном приобретении машин в едином желтом цвете) расстроено и претерпело откат», – напоминают составители рейтинга.
Говоря о проблемах общественного транспорта Саранска, они указывают на то, что за 2023 год в столице Мордовии в значительной мере угнетенной оказалась магистральная сеть маршрутов, в основе которой лежали троллейбусы №№ 5 и 7.
«Автобусы Саранска подобного рода уровень сервиса поддерживать не в состоянии, что оставляет город вовсе без магистрального транспорта», – считают авторы исследования.
По поводу Пензы они отмечают, что здесь транспортная реформа только начинается. И ее первые качественные результаты можно будет оценить к концу 2024 года.
Ранее «ФедералПресс» рассказывал, в каких городах Приволжья есть медвытрезвители. Советуем прочитать материал «Пьянству – бой: как в Уфе, Саранске, Казани и других городах работают вытрезвители».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова, ФедералПресс / Ксения Кобалия ФедералПресс / Ольга Юшкова; инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова