Недавний многократный рост утилизационного сбора на ввоз транспорта в Россию заметно ударил по карману автолюбителей. Особенно это ощутили жители Сибири, которые привыкли покупать авто китайских и японских брендов или подержанные машины из Средней Азии. За ввоз каждой единицы теперь приходится платить не 5 тысяч рублей, как раньше, а в некоторых случаях – больше миллиона. Корреспондент «ФедералПресс» пообщался с покупателями, представителями рынка и депутатами, чтобы понять, что сейчас происходит на рынке и есть ли какой-то выход из ситуации.
Изменения закона
Утилизационный сбор – это одноразовый платеж, который вносится при ввозе авто на территорию РФ. Предполагается, что средства пойдут на переработку, когда машина выйдет из эксплуатации. Впервые утильсбор ввели в России в 2012 году при вступлении в ВТО, однако в прошлом году ставки заметно выросли: с 1 августа – для юрлиц, а с 29 октября – и для обычных граждан.
Если раньше физическим лицам достаточно было заплатить от 3,4 до 5,2 тысячи рублей в зависимости от объема двигателя авто, то теперь за двигатель объемом от 2 до 3 литров придется заплатить 844 тысячи рублей, от 3 до 3,5 литра – 970 тысяч рублей, более 3,5 литра –1,25 млн рублей. При покупке машины не старше 3 лет с объемом двигателя до 3 литров граждане могут воспользоваться льготами, но нужно будет доказать, что транспорт приобретен для личных целей, и в течение года его нельзя будет продать.
Таким образом, дилерские центры теперь вынуждены включать в цену машины сумму утилизационного сбора – они называют эту добавленную стоимость «коммерческим взносом».
Доказать, что машина куплена в личных целях, тоже непросто. Например, в Киргизии не существует соответствующей декларации, поэтому все машины оттуда считаются коммерческими.
В результате сформировалась большая группа людей, которые оформили предварительный договор купли-продажи машины до 29 октября, но не успели оформиться и оказались в долгах.
Истории пострадавшх
В Новосибирской области после введения изменений образовалась инициативная группа, которая пытается добиться, чтобы покупателям дали дополнительные два месяца для перехода на новые правила.
«Новый закон вступил внезапно, об этом мы узнали день в день, а кто-то и позже. Шансов не попасть в такую ситуацию не было», – сетует пострадавший.
Мужчина рассказал, что покупал свой автомобиль в Киргизии за 1,8 миллиона рублей. Деньги он взял в кредит. В семье трое маленьких детей, и нужен был вместительный транспорт. А еще есть обязательства по ипотеке.
«И внезапно оказалось, что я, кроме кредитов, должен еще заплатить 1 млн 279 тысяч, к тому же постоянно идут пени, у меня уже 60 тысяч рублей накапало. Брать новый кредит я не могу, у меня нет этих полутора миллионов. Я езжу без номеров, машина не поставлена на регистрационный учет. Я могу потерять машину, но кредит с меня никто уже не спишет. Некоторые пострадавшие, которым позволяют средства, не проходят лабораторию, не растормаживают приехавшие авто и продают технику на запчасти, тогда уровень потерь меньше, чем если заберут всю машину. Но у меня нет выбора! У меня нет денег на новую машину, я плачу за эту кредит. Продать ее легально по тем средствам, что брал, не могу», – признался сибиряк. Он попросил не упоминать его фамилию именно по этой причине – потому что ездит без номеров.
Многие отметили, что пройти специальную лабораторию, с которой после привоза автомобиля их направляют в Федеральную таможенную службу, было невозможно, так как записаться в указанные сроки не получалось.
«Я сейчас жду ответа из Федеральной таможенной службы. Попасть вовремя на прохождение лаборатории у меня не получилось. А без нее не принимают документы на льготную оплату утильсбора. В лаборатории записывали на месяц вперед. С тем учетом, что у нас в Новосибирск едут проходить лабораторию люди из Кузбасса и Томской области. У меня пятеро детей, и я хотела машину, в которую бы все влезали. Вроде бы у нас в стране говорят, что нужно повышать демографию, но при этом условий для этого нет. Сейчас я должна заплатить, помимо кредита в 1 млн 700 тысяч, еще полтора миллиона за утильсбор. У меня нет таких денег», – рассказала жительница Бердска.
В итоге автомобиль сейчас просто стоит в гараже. Ездить на нем женщина боится, а кредит семья вынуждена платить за «воздух».
Многие сибиряки оформляли предварительный договор на приобретение машины, с внесением 50 % предоплаты до 29 октября, а позже оформили основной договор – по прибытии автомобиля в Россию. Однако в новых правилах такие покупатели также должны заплатить утильсбор без льгот, так как предварительный договор не означает передачу права собственности.
«Мы хотим, чтобы людям дали время! Нельзя сделать сделку за неделю! Изменения с 29 октября произошли за неделю. Надо хотя бы два месяца, чтобы люди перестроились», – пояснила организатор инициативной группы Ольга Школьная.
Ситуация на автомобильном рынке
Цены на автомобили выросли в среднем на 40 %. Об этом «ФедералПресс» сообщил депутат Госдумы Ренат Сулейманов.
«Теперь автомобиль становится предметом роскоши. На вторичном рынке цены выросли на 28 %. Средняя цена автомобиля составляет 3 млн 600 тысяч. Сейчас наша задача – сформулировать обращение к правительству РФ для того, чтобы пострадавшие смогли оплатить утильсбор по льготным условиям», – сказал он.
При этом ситуация в компаниях, которые занимаются продажей автомобилей, также ухудшилась. Спрос резко сократился – люди не готовы платить по 3–4 миллиона рублей за автомобили, которые недавно стоили 1,5–2 миллиона. При этом выросли не только цены за счет утильсбора, но и ставки по автокредитам. Работница одного из автосалонов Новокузнецка рассказала «ФедералПресс», что спрос на новые машины резко упал.
«С недавнего времени я ушла из автосалона и теперь работаю в другом месте. Еще летом 2023 года продажи новых автомобилей полностью упали. Авторынок на грани катастрофы. Немного покупают вторичные, то есть это те машины, которые бывшие владельцы продали в автосалон, а не простому покупателю, в результате в автосалоне их отремонтировали, привели в улучшенное состояние и теперь продают по завышенным ценам. Такие машины еще хоть немного покупают. А новые не берут совсем», – рассказала Мария Г.
Девушка пояснила, что автосалон, в котором она работала, переформатировался на китайский рынок и теперь вместо Renault торгует марками Jac и EXEED.
Все ждут стагнации и роста цен
По прогнозу специалиста по подбору автомобилей Юрия Благоразумова, в ближайшее время снижения стоимости автомобилей ждать не стоит. Зато есть риск, что цены окажутся для жителей регионов настолько неподъемными, что вся работа автосалонов полностью встанет.
«Автомобили будут еще дорожать, так как ввоз новой техники в Россию усложнился, а компенсировать потерянные каналы ввоза машин в страну сейчас невозможно. Китайские машины тоже имеют шанс на жизнь, но стоимость на них слишком высокая для простого покупателя», – считает эксперт.
Пострадавшие сибиряки рассказали «ФедералПресс», что сегодня стоят перед выбором: покупать дорогие китайские машины из салонов либо пересаживаться на отечественное авто, которого сегодня производится слишком мало, чтобы удовлетворить потребности населения.
Фото: ФедералПресс / Евгений Проточин, Елена Майорова
Эксклюзивы «ФедералПресс»