Почти 60 самолетов и вертолетов гражданской авиации были незаконно выведены сотрудниками Росавиации из-под российской юрисдикции и проданы за границу, пишут российские СМИ со ссылкой на источники. ФСБ утром 7 февраля провела обыски в центральном офисе Росавиации в Москве. «ФедералПресс» публикует подробности этой истории.
Что произошло?
Силовики нагрянули в здание на Ленинградском проспекте, 37 – в кабинеты Кристины Бывалиной и Петра Козырева, пишут СМИ. Бывалина – и. о. начальника Управления инспекции по безопасности полетов, Козырев – замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними. По данным журналистов, по уголовному дело о халатности помимо этих двух сотрудников Росавиации проходит Анна Жильцова – бывший заместитель Бывалиной, уволенная из ведомства в 2023 году.
Утверждается, что незаконно выведенные из под российской юрисдикции воздушные машины, проданные за границу, не только попали в недружественные страны, но даже якобы использовались против России в ходе конфликта на Украине – речь идет о трех вертолетах.
Как пишут журналисты, с марта 2022-го по июнь 2023 года 59 воздушных судов были незаконно выведены из-под российской юрисдикции и проданы за рубеж. Это установила проведенная в июле 2023 года проверка Минтранса, которая послужила поводом для возбуждения уголовных дел. Борта вылетали из страны как чартерные рейсы, но не возвращались.
Российские самолеты отправились на Украину?
По утверждению силовиков, часть незаконно проданных воздушных машин, несколько самолетов Ил-76 и три вертолета Ми-8, так или иначе помогали Украине в ходе СВО. Вертолеты воевали на стороне противника, а Ил-76 летели с выключенными ответчиками, чтобы нельзя было понять, куда самолеты отвозят грузы. Например, на сайте FlightRadar24, который отслеживает полеты, такие воздушные судна не видны.
Журналисты пишут, что именно ситуация с незаконным вывозом из России самолетов и вертолетов стала причиной увольнения в сентябре 2023 года главы Росавации Александра Нерадько, который возглавлял ведомство с декабря 2009 года. «КоммерсантЪ» утверждал, что причиной стали сложные отношения 62-летнего чиновника с руководителями Минтранса, а также проблемы с реализацией беспилотного направления.
Мнения экспертов
Чиновников Росавиации подозревают в продаже самолетов за рубеж, но они не являются собственниками самолетов – как они могли что-то продать, задается вопросом эксперт по авиации, главред Avia.ru Network Роман Гусаров.
«Самолет – это имущество, которое принадлежит частным лицам или юрлицам. Они могут это имущество продать. Никакой чиновник, если это не запрещено законом о продаже, нам не может нам это запретить или наше имущество продать», – отмечает эксперт.
Другое дело, если чиновникам инкриминируют содействие в экспорте этих самолетов, добавил Гусаров, ведь есть указы президента, запрещающие вывоз воздушных судов с территории РФ.
«Если чиновники как-то участвовали в этом незаконном вывозе, то можно предположить, что есть нарушение закона, но они содействовали ему, а не сами в нем участвовали. Нам явно что-то недоговаривают. Виновниками изначально должны быть собственники этих самолетов – если они незаконно оказались за пределами России», – сказал Гусаров.
Он подчеркнул, что чиновники не могли вывозить самолеты, поскольку воздушные машины не являются их собственностью.
«60 самолетов. Кто эти люди, которые нарушили закон? И кому, по версии следствия, помогали чиновники? Я возьмусь предположить, что в этом списке нет ни одного магистрального самолета. Возможно, речь идет о частных самолетах или бизнес-авиации», – полагает эксперт по авиации.
Он пояснил, что если бы с территории России таким способом исчез Boeing или Airbus, то это могли бы обнаружить без следствия по сервису Flightradar.
Гусаров считает, что произошедшее не повлияет на возможности авиакомпаний по перевозке пассажиров.
Политолог Павел Салин не исключает, что в ситуации с Росавиацией происходит борьба элитных группировок между собой. По его словам, большой промежуток времени с того момента, когда были найдены нарушения, до момента, когда было возбуждено уголовное дело, показывает, что преодолевались внутриэлитные препятствия.
«Видимо, поддержка тех фигурантов, которые сейчас засветились, она ослабла, именно внутриэлитная. Вопрос в том, это какой-то локальный сюжет и на этом все закончится либо это отражение более глобальных процессов, которые выйдут на поверхность после президентских выборов. Здесь вопрос открытый», – рассказал Салин.
Эксперт считает, что вряд ли у бывшего главы ведомства Александра Нерадько из-за уголовного дела в Росавиации возникнут проблемы. «Он не был интегрирован во влиятельные группы», – добавил политолог.
«ФедералПресс» направил запросы в Минтранс и Росавиацию.
Фото: РИА Новости / Максим Блинов
Эксклюзивы «ФедералПресс»