Резонансное решение Хамовнического суда в отношении коммерческого директора медиахолдинга Ксении Собчак обсуждается в Сети уже несколько дней. Общественность, в частности, возмущена жестокостью приговора, связанного с реальным лишением свободы на длительный срок. Есть ли у этого дела политический контекст? Подробности – в материале «ФедералПресс»
Что случилось
12 февраля Хамовнический суд Москвы вынес приговор коммерческому директору медиахолдинга Ксении Собчак «Осторожно, Media» Кириллу Суханову. Итогом разбирательства стало реальное лишение свободы – суд приговорил Суханова к семи с половиной годам колонии строго режима.
Среди фигурантов дела также числились экс-главред Tatler Ариан Романовский и экс-журналист Life Тамерлан Бигаев. Они получили по семь лет колонии. Всех осужденных признали виновными в вымогательствах в особо крупном размере, а дело было возбуждено после заявления гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова.
Весь процесс шел в закрытом режиме. В ходе слушания рассматривался состав преступления, в частности, речь шла о вымогательстве 11 млн рублей с использованием телеграм-канала «Тушите свет».
Фигуранты, действуя по предварительному сговору, «вымогали у генерального директора ГК «Ростех» Чемезова С. В. в общей сложности 11 млн рублей за удаление уже размещенной информации компрометирующего и дискредитирующего характера, а также за неразмещение такой информации в течение года», – цитирует «Интерфакс» сообщение пресс-службы.
При этом Суханов признал вину лишь частично, остальные осужденные – не признали вовсе.
«Нет слов. Это не просто несправедливость. Это гораздо больше. Я выполнила все, все договоренности, чтобы было смягчение. Зачем вы ломаете жизнь людям? За что? 7,5 лет????? За что такая несоразмерность???? Просто отомстить?» – отреагировала на приговор Ксения Собчак.
Элиты в уголовном деле
Уголовное дело вызвало широкий резонанс. Его исход пришлось комментировать даже председателю Союза журналистов Владимиру Соловьеву.
«Dura lex, sed lex (закон суров, но это закон)», – сказал он.
Резонансность связана в том числе с тем, чьи интересы затрагивает дело о вымогательстве. Сергей Чемезов является одним из ключевых представителей российского истеблишмента, что обусловлено несколькими аспектами его биографии и карьеры. Чемезов занимал ключевые позиции в структурах, связанных с внешнеэкономической деятельностью и оборонным экспортом, включая руководство «Совинтерспортом», «Промэкспортом», а затем «Рособоронэкспортом». В 2007 году он был назначен генеральным директором Государственной корпорации «Ростехнологии», позже переименованной в «Ростех». Под его руководством «Ростех» превратился в ключевого игрока российской промышленности, включив в свой состав более семи сотен организаций.
Чемезов также активно участвовал в политической жизни, будучи членом Высшего совета партии «Единая Россия». Его влияние в экономической и политической сферах России, тесные связи с высшим руководством страны, а также руководство одной из крупнейших государственных корпораций делают его одним из ключевых представителей российской элиты.
Ксения Собчак – тоже важная фигура в российском медиапространстве и политике. Она является дочерью Анатолия Собчака, первого избранного мэра Санкт-Петербурга, и Людмилы Нарусовой, сенатора от Тувы. Собчак росла в атмосфере, где политика и общественная жизнь были неотъемлемыми элементами ее окружения, что, вероятно, повлияло на формирование ее карьерных интересов и амбиций.
Важная часть ее карьеры – общественно-политическая деятельность. Собчак активно участвовала в протестных движениях 2011–2012 годов, а также выдвигалась кандидатом на президентских выборах в России в 2018 году. Эти шаги продемонстрировали ее готовность влиять на политический ландшафт страны и подчеркнули ее статус как влиятельного общественного деятеля.
Выписана из элит?
Политолог Павел Салин в беседе с «ФедералПресс» выразил мнение, что за косвенной атакой на Ксению Собчак может стоять определенная элитная группа.
«Если смотреть на интересантов с обеих сторон, которые в прицеле СМИ, то возникает искаженная картина. Господин Чемезов – не главный и не конечный интересант. Он выступил в качестве союзника других непубличных игроков, которые и являются интересантами этой истории и у которых есть личные претензии к госпоже Собчак. У Чемезова нет личных претензий, если бы все упиралось в него, то не было бы такого серьезного давления», – поразмышлял в беседе с «ФедералПресс» Салин.
Вместе с тем политолог констатирует – позиции Собчак среди элит ослабли.
«Происходящее сейчас – это однозначное ослабление позиций госпожи Собчак, поскольку она в текущей политической ситуации лишилась главной гарантии своей безопасности – гарантии безопасности со стороны первого лица», – отмечает Салин.
Политтехнолог Константин Калачев назвал происходящее «понижением капитализации» Ксении Собчак.
«Это не свидетельство перестановок в элитах. Это понижение капитализации Ксении Собчак. Собственно говоря, видимо, следствие того, что она неосторожно говорила о своем особом положении. Можно прикрываться памятью отца до определенного предела. Понятно, что она иногда играет на грани, а ее люди – возможно, и за гранью», – считает Константин Калачев.
Ранее «ФедералПресс» объяснил, почему у следствия по делу о вымогательстве у главы «Ростеха» не возникло вопросов к Собчак.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский
Эксклюзивы «ФедералПресс»