В 2024 году Великий пост начнется 18 марта. Он продлится до 4 мая и завершится празднованием Пасхи. Праздник Светлого Христова Воскресения – главное событие года для православных христиан. Перед торжеством установлен Великий пост, который считается самым строгим и длится 48 дней. Предполагается, что в дни Великого поста христиане воздерживаются от употребления мясной и молочной пищи. Перед длительным воздержанием происходит заговенье. Сначала христиане отказываются от мяса, а потом и от молочных продуктов. О значении заговенья и о том, почему христиане принимают решение воздерживаться в пище, – в материале «ФедералПресс».
Что такое заговенье
Последний день перед постом называется заговеньем. Сначала христиане перестают вкушать мясо. В 2024 году заговенье на мясные продукты будет 10 марта, когда начнется неделя о Страшном суде. В этот день церковь вспоминает о втором пришествии Христа и предстоящем суде. Затем идет масленичная неделя. В 2024 году она продлится с 11 по 17 марта. Христиане в Масленицу употребляют в пищу молочные продукты.
17 марта будет заговенье уже на весь 48-дневный пост. Как правило, перед длительным воздержанием от мясных и молочных продуктов православные христиане берут благословение у священника.
Заговенье совпадает и с Прощеным воскресеньем. На богослужении в этот день читается отрывок, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Вспоминается и изгнание Адама и Евы из рая. Однако церковь напоминает о том, что Господь послал Своего Сына, чтобы их спасти и ввести вновь в Царство Божие. Вот с такими мыслями христиане вступают в Великий пост.
«Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом – другое. И что–то особенное около нас, невидимое и страшное», – так описывал свои детские воспоминания православный писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне».
Как готовились и проводили Великий пост на Руси
По уставу Русской православной церкви, во время поста следует воздерживаться от употребления мясной и молочной пищи. На Руси старались строго соблюдать пост. В народе было множество поговорок: «Одно спасенье – пост да молитва», «Придет пост – притянет редьку за хвост», «Постись духом, а не брюхом», «Хлеб да вода – здоровая еда», «Никто с поста не умирает», «На масленицу блины со сметаной, а в Великий пост – и сухариком сыт».
«И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва», – перечислял Иван Шмелев в книге.
В первый день поста принято было обязательно вымыться в бане, надеть чистую одежду и сделать уборку в доме. Пост встречали в чистоте, как праздник души. В понедельник пищу обычно не готовили, ели оставшийся с воскресенья хлеб.
Однако, согласно христианской традиции, внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней жизни, стремления очистить себя от всякой нечистоты и достигнуть единения с Богом. Святые отцы церкви учили, что воздержание в еде нужно для того, чтобы после усмирения плоти человек мог легче вступить в брань с прочими страстями.
«Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва», – предостерегал преподобный Марк Подвижник.
От увлечения лишь особой диетой предостерегал и святитель Василий Великий, который напоминал, что диавол вообще ничего не ест, однако грешить от этого не перестает.
Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы, напоминает преподобный Иоанн Дамаскин.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина