Иностранные агенты развернули полномасштабную информационную войну для дискредитации выборов президента России. В интернете появляется множество фейков о принудительном голосовании россиян, мобилизации прямо на избирательных участках и даже заманивании людей на выборы едой. «ФедералПресс» вместе с «Диалогом» разбирается, как не утонуть в потоке информационных вбросов.
Поиск первоисточника и важность комментариев
Общественная палата Российской Федерации опубликовала список фейков, которые используют иностранные провокаторы для дискредитации выборов в России.
Информационные вбросы, или фейки, как правило, начинают активно распространяться в социальных сетях за счет активной аудитории и меньшего уровня цензуры. Как разобраться в потоках информации, корреспонденту «ФедералПресс» рассказал начальник аналитического отдела Управления по распространению недостоверной информации «Диалог Регионы» Сергей Маклаков.
«Как и для всех фейков, поиск первоисточника помогает провести первичную верификацию, стоит изучить публикации в различных проверенных источниках – федеральных СМИ. Если сенсационная новость опубликована в одном-двух сомнительных каналах в соцсетях, то это повод лишний раз усомниться в фактах и данных», – отметил Маклаков.
Одним из главных маркеров, определяющих фейк в интернете, он назвал наличие орфографических и лексических ошибок, а также обилие сомнительных комментариев под публикациями. Большой наплыв однотипных реакций может свидетельствовать о том, что они были заранее подготовлены. С другой стороны, критические комментарии не менее важны: внимательные комментаторы могут указать на конкретные нестыковки.
«Под записями в пабликах местные жители, знакомые с ситуацией, могут указать на странности и нестыковки. Фейки могут опираться и на поддельные документы – обратите внимание на наличие грубых ошибок, посмотрите, кто подписал документ, можно с помощью обратного поиска изображений найти и проверить подпись в интернете», – пояснил эксперт в беседе с изданием.
Борьба с ботофермами
Продолжая тему большого количества однотипных комментариев к публикациям, эксперт отметил, что «боты», или фиктивные пользователи, могут выступать и как первоисточники информации – тогда публикации будут распространяться от их имени. Здесь стоит обратить внимание на профиль пользователя.
«Отдельного внимания заслуживает и деятельность ботоферм, направленная как на распространение фейков, так и на повышение уровня тревожности. Среди ключевых характеристик стоит выделить: значительное распространение фейковой информации за короткий промежуток времени, отсутствие информации на личных страницах, использование стоковых фото и «свежесть» профиля – то есть дата его создания, относительно недавняя перед началом вбросов», – поясняет Маклаков.
Приемы фейков и фактчекинг
Чтобы оперативно бороться с фейками, важно понимать и виды технологий, которые используются для дискредитации, в том числе и выборов:
- фейковые нарушения, когда за основу берутся наиболее популярные сюжеты, монтируются ролики, после чего материал распространяется на площадках социальных сетей;
- использование устаревших материалов и фактов, произошедших в другое время и в другом месте;
- манипулирование статистическими данными и электоральными теориями, подтверждающими массовость фальсификаций;
- мошеннические действия, связанные с рассылками с фейковых аккаунтов.
«Для оперативной проверки сомнительной информации есть возможность обратиться к экспертам и фактчекерам наших проектов. Помимо фактчекинга, проверка аудиовизуального контента проходит через систему «Зефир», которая построена на основе сочетания моделей машинного обучения. Любой пользователь интернета может также направить нам сомнительную информацию с помощью формы на сайте или запросить проверку через чат-бот в Telegram, «ВКонтакте» и Viber», – заключил Сергей Маклаков.
Фото: предоставлено пресс-службой «Диалог»
Выборы президента РФ – 2024