Главная избирательная кампания страны закончилась победой действующего президента Владимира Путина с колоссальным отрывом от конкурентов. Но политологи с самого начала предвыборной гонки говорили, что вся ее интрига заключается в раскладе кандидатов, а следовательно, и фракций по второму, третьему и четвертому местам. «ФедералПресс» выясняет, с каким результатом партии закончили кампанию и какая работа над ошибками им предстоит.
КПРФ – отстоять имя партии
Коммунисты традиционно смогли получить серебро на выборах президента. Несмотря на то, что не первый раз от имени партии выдвигается не партийный лидер, идеи социализма и КПРФ, как его символ, остаются для россиян близки и узнаваемы. Стоит отметить, что «бренд партии» во многом помог и Леониду Зюганову на выборах мэра Москвы. Градоначальником внук партийного лидера, конечно, не стал, но занял второе место? несмотря на отказ от публичных выступлений.
Тем не менее определенные проблемы у партии есть. Политологи сходятся во мнении, что сейчас коммунистам важно отстоять свой статус «партии номер два», при том, что сам Геннадий Зюганов все меньше занимается партийными делами.
«КПРФ пришлось выставить непопулярного Харитонова как «профилактику» кампании Грудинина. Теперь у них задача подтвердить, что занятое «второе место» реально, а не просто им его отдали», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» политолог Илья Гращенков.
Схожую точку зрения высказывает политолог Константин Калачев. По его словам, КПРФ нуждается в смене лидера, чтобы не столкнуться с кризисом их основных конкурентов – ЛДПР.
«У КПРФ назрел и перезрел вопрос смены лидера. Если этого не произойдет, то перспективы печальны. Восстановление диалога с общепротестной частью избирательного корпуса под вопросом. Вернуть отколовшуюся общепатриотическую часть ядра проблематично», – пояснил политолог.
Притом он считает, что никаких активных действий партия сейчас предпринимать не будет. «Зюганов руль не отдаст, ибо считает, что важно не столько сохранение традиционного второго места КПРФ, сколько сохранение политической субъектности и возможности принимать решения в диалоге с системой, а только он может это обеспечить», – рассказал Калачев «ФедералПресс».
ЛДПР – выйти из внутреннего кризиса
Хуже всего себя на выборах показала либерально-демократическая партия. Несмотря на все попытки нового лидера Леонида Слуцкого вытеснить КПРФ со второго места, ЛДПР сама опустилась на последнее. В таком результате политологи винят ошибочный выбор партии в пользу Слуцкого, поскольку и на выборах мэра Москвы, и на региональных выборах партия показала неплохой результат.
«ЛДПР ошибочно выдвинула Слуцкого, презентовав его как немедийного и непубличного политика, который скорее ухудшил результаты. У ЛДПР вообще внутренний кризис, поскольку кампания показала, что нет никаких идей и нет никакого образа, который раньше служил партии вместо идеологии. Раньше все голосовали за Жириновского и была понятная идея русской национал-патриотической партии», – объясняет Гращенков.
Вся президентская кампания Леонида Слуцкого строилась на эксплуатировании образа Жириновского, и многие приписывают это решение политтехнологам. ЛДПР начала свою кампанию с лозунга «Слуцкий всегда рядом», а закончили с «Дело Жириновского живет».
«ЛДПР нужен поиск новый вариантов позиционирования. Лидерской партии в отсутствие харизматичного лидера надо делать ставку на программное позиционирование, становиться партией идеологической. Перспективным для ЛДПР представляется не только национально-патриотическая тема, но и активное использование местной и региональной повестки, трансформация в партию интересов регионов», – отметил в беседе с изданием Калачев.
«Новые люди» – развить успех
Если КПРФ с трудом, но удержала свой статус, а ЛДПР потеряла и его, политологи сходятся во мнении, что победителем в президентской кампании среди фракций вышли «Новые люди». Они недотянули до коммунистов, но показали хороший результат и даже обозначили следующие шаги по его закреплению.
«Получилась ситуация, при которой на президентских выборах практически все партии «потеряли очки», и только «Новые люди» что-то приобрели», – отметил Илья Гращенков.
Сейчас они готовятся к объединению с «Партией роста», о чем также стало известно задолго до президентской кампании. По мнению политологов, это позволит партии приобрести еще больше сторонников среди «демократической оппозиции».
«Лучше всего дела у «Новых людей». Объединение с «Партией роста» – это усиление ориентированного на молодежь и бизнес правого проекта. Тема представительства малого и среднего предпринимательства в политике актуальна как никогда», – рассказал Константин Калачев.
Несмотря на то, что «Партия роста» давно не представлена в парламенте, ее представители остаются политическим объединением с достаточным числом сторонников, а их лидер еще сохраняет статус бизнес-омбудсмена.
«Новые люди» объединяются с «Партией роста», создавая вокруг себя демократический спектр, который традиционно защищает интересы бизнеса. «Партия роста» этим и занималась, и Титов остается бизнес-омбудсменом, а у «Новых людей» есть целый комитет в Госдуме для этого», – заключил Гращенков.
Фото: ФедералПресс / Герман Парло
Выборы президента РФ – 2024