Top.Mail.Ru
Происшествия
Приморский край
0

Должны ли общественные места быть безопасными для детей: эксперты рассудили, кто в ответе за жуткие травмы детей

Приморский океанариум
Ребенок упал в щель между перекрытием второго этажа и стеклом внутри шара на фасаде здания

Трехлетний мальчик получил жуткие травмы после падения с пятиметровой высоты в Приморском океанариуме. Ребенок случайно провалился в щель между перекрытием второго этажа и стеклом – доступ в проем не был закрыт, а дыру можно увидеть, только если вплотную подойти к ней. «ФедералПресс» обсудил с экспертами вопросы безопасности детей местах, которые работают для их досуга – в музеях, театрах и других общественных местах.

Что произошло с ребенком в Приморском океанариуме и как отреагировали в учреждении

5 апреля трехлетний мальчик провалился в щель между перекрытием второго этажа и окном в главном корпусе Приморского океанариума. Ребенок пролетел порядка пяти метров, ударился о металлическую скамью и упал на пол. Его увезли в реанимацию в тяжелом состоянии.

Сейчас малышу лучше, в понедельник врачи готовились перевести его из палаты интенсивной терапии в профильное отделение.

В океанариуме выпустили два обращения по поводу происшествия. В первом сообщили, что регулярно предупреждают родителей о том, чтобы следили за детьми, но теперь установят ограждения и поставят сотрудника, который будет следить за безопасностью. Во втором, оно вышло в формате видео, рассказали, что за восемь лет работы такого не было и еще раз рассказали, как усилят безопасность этого места океанариума.

Адекватна ли такая конструкция – что говорят строители и проектировщики

Андрей Боков, российский архитектор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Российской академии художеств, народный архитектор Российской Федерации, уверен, что дети не должны падать. Однако бывает, что предусмотреть такое в проекте действительно сложно.

«Первое впечатление из вами изложенного таково, что это проектная ошибка, но непонятно, почему отвечает океанариум. Какое решение зафиксировано в проектной документации? Кто вел надзор за стройкой? Может, проектировщик все предусмотрел, а подрядчик решил сэкономить? Обычно нормами и экспертизой детали такого рода не рассматриваются», – отметил архитектор в разговоре с журналистом «ФедералПресс».

При этом, утверждает Андрей Боков, ответственность есть на каждом из специалистов по всей цепочке: составитель задания, проектировщик, экспертиза, подрядчик, организация, которая вела надзор, приемная комиссия.

«Нельзя исходить из того, что виноват проектировщик. Возможно, он все предусмотрел, но его решение было или не реализовано, или реализовано с нарушениями. Такое бывает, и ответ даст только следствие», – резюмировал Андрей Боков.

Ребенок упал в щель между перекрытием второго этажа и стеклом внутри шара, выделяющегося на фасаде здания

Директор СРО «Альянс строителей Приморья» Матвей Савич отметил, что большинство современных зданий проектируются и строятся по одной схеме: монолитные конструкции (перекрытия и колонны), к которым «цепляют» фасад. Обычно здания имеют прямоугольную форму, так что щели между несущими конструкциями и фасадом заделывают или на этапе строительства, или на этапе ремонта.

«Что касается океанариума – там очень сложная форма, шарообразная. И это место не было никак заделано. Видимо, она маленькая, что взрослому туда не пролезть, так что проектировщики решили оставить его в таком виде. И в таких случаях есть сложности с заделыванием, чтобы все было красиво. Проще поставить сплошное ограждение», – подчеркнул эксперт.

Матвей Савич также отметил, что строители действовали по чертежу. А проектировщик руководствовался нормами и правилами. Эксперт также напомнил, что строительство Приморского океанариума велось в условиях подготовки к саммиту АТЭС и было на контроле у главы государства. Так что вероятности того, что строители или проектировщики отступили от действующих норм и правил, он не допускает.

Можно повесить растяжку над зданием с текстом «Внимание! Для детей здесь опасно!»

Уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова в разговоре с журналистом «ФедералПресс» отметила, что любая организация, чьи услуги, инфраструктура, пространство, программы или деятельность предполагает юных посетителей, даже в сопровождении родителей или других взрослых, обязана обеспечить безопасное получение услуги или безопасное посещение детьми.

«В понятие «надлежащее качество» входит в том числе и забота о безопасности. Если они [собственники зданий] рассчитывают, что в ходе эксплуатации их здания его будут посещать дети, то должны позаботиться о безопасности», – отметила Ольга Романова.

Детский омбудсмен также подчеркнула, что дети познают мир – они не могут не быть любопытными, не могут прогнозировать последствия своих действий. Конечно, задача родителей – следить за детьми, объяснять.

«Но повторюсь, если предприятия, организации или индивидуальные предприниматели реализуют свои предложения и для детей в том числе, не ограничивая их доступ в свои помещения, они обязаны принять все возможные меры по обеспечению безопасного пребывания ребенка в их пространстве.

Ответ в стиле «Мы предупреждаем по громкой связи» хочется продолжить встречным предложением: при продаже билетов в свои организации сделайте всплывающее предупреждение на сайте, маркируйте билеты, установите биллборды, указатели перед входом или растяжку над зданием с надписью: «Внимание! Для детей здесь опасно!» или «Мы не заботимся о безопасности ваших детей на наших площадках». Это, по крайней мере, честно. Тогда и родители не приведут сюда детей», – уверена Ольга Романова.

Прочитать подробнее о происшествии с ребенком в Приморском океанариуме можно по ссылке. Напомним, трехлетний мальчик получил серьезные травмы и попал в реанимацию после падения с высоты. Он упал в щель, которая не была огорожена – на территории кафе Приморского океанариума. Следственный комитет возбудил уголовное дело.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, СУ СК РФ по Приморскому краю / t.me / sledcom25

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.