Не для каждого человека фраза «Уйду в монастырь» имеет шутливый подтекст. Журналист «ФедералПресс» отправилась в женский монастырь, чтобы на себе испытать, каково это. Конечно же, за такой короткий период нельзя прочувствовать жизнь в обители, к тому же путь в монахини начинается с послушницы. Есть другой вариант – устроиться трудником и пробыть в монастыре короткий срок. Подробнее о дне безвозмездного труда во славу Бога от первого лица – в нашем материале.
О трудниках я узнала из сериала «Монастырь» (18+) с Анастасией Ивлеевой и Марком Эйдельштейном. Идея перевоплотиться на пару дней в жителя монастыря появилась не сразу, но крепко зацепилась в голове.
После зондировния почвы стало ясно, что в Нижегородской области девять действующих монастырей, из которых четыре – женские. Один в селе Лукино Богородского округа, другой – в Арзамасе, третий (и, пожалуй, самый известный) – в Дивееве. Женская обитель также есть и в самом Нижнем Новгороде – это Крестовоздвиженский женский монастырь на Окском съезде.
Богатую предысторию имеет это место. Строить комплекс, который мы имеем сейчас, начали в начале XIX века. К 1814 году были готовы стены монастыря, корпуса внутри них и заложен фундамент храма. Как и прочие церковные объекты, печальная судьба постигла монастырь при советской власти. Возрождать обитель начали ближе к концу прошлого века. В 2004 году он получил свое современное название. Но его восстановление продолжается до сих пор: к примеру, в прошлом году стартовали работы по возрождению больничного храма «Всех скорбящих Радость».
День первый – знакомство
Сотни раз я проезжала мимо стен монастыря, не зная, что за ними находится. Первое знакомство случилось накануне трудовой деятельности во славу Бога. Я приехала, чтобы узнать, как стать трудницей и что от меня потребуется.
На территории ощущается какая-то своя особая атмосфера умиротворения. Редкий человек проходит по дорожкам, желая сократить путь от улицы Малой Ямской к площади Лядова. Нет ни суеты, ни уличного шума, ни прогуливающихся монахинь.
Как оказалось, предварительная подготовка не нужна, а прийти можно в любой день. Меня пригласили на службу, сказав, что после нее определят, где можно быть полезной.
Один день в роли трудницы: начало
Я человек крещеный, но абсолютно невоцерковленный. На службе была один раз – в момент того самого таинства. За плечами подзабытый опыт обучения в воскресной школе в начальных классах и курс образовательного проекта «Истоки», который преподают на моей малой родине – Вологодчине – в школах с 1-го по 8-й класс (он посвящен православию).
В день икс в храм заходила с чувством внутреннего волнения: когда креститься надо? сколько раз? в какой момент до земли кланяться принято? Еще же на колени встают, крест целуют, благословения просят... Плюс к этому в голове кручу как мантру – крестить правой рукой от правого плеча до левого… от правого до левого.
Ровно в 8:00 иерей начал службу, я присела на лавку и начала смотреть по сторонам. Внутреннее убранство храма роскошное. По центру – искусно сделанный светильник, я его вслух назвала люстрой, но правильное название – хорос, за ним величественный иконостас, вдоль стен расположены иконы за стеклом на полках больших резных шкафчиков (на самом деле это киоты).
Прихожан в будний день мало. По соседству со мной невысокая женщина в возрасте, которая то и дело тоже присаживается на лавку. Иногда заходят другие женщины, зажигают свечи, подходят к иконам, задерживаются у некоторых, целуют их и удаляются.
Так прошли первые полтора часа и первое испытание для меня. Я терялась, не знала, что делать. А потом и вовсе выяснилось, что всю службу нужно провести стоя, а лавочки – для старушек.
После окончания службы я подошла к игуменье монастыря, рассказала, что прибыла к ним потрудиться. Сначала мне дали несколько наставлений и даже хотели отправить домой, так как я была не в юбке. Хотя это вопрос довольно спорный, к единому мнению в церкви не пришли, может ли женщина в брюках находиться в храме.
Ситуацию удалось разрешить, я просто накинула юбку на подвязке. На первую половину дня меня определили в храм – помогать труднице Ольге. Параллельно началось соборование (молитва о здравии). Первым заданием стало мытье полов. Швабра, тряпка, ведро с теплой водой – и вперед, наводить чистоту под песнопение священнослужителя. Отжимать тряпку пришлось руками, а в голове назойливо засела мысль – а что если запустить сюда робот-пылесос, как бы он облегчил труд. Но это лишь фантазия.
Закончив, стала спрашивать, с чем еще помочь. В моменте казалось, что здесь даже не знают, чем меня занять, будто списка дел нет и жительницы монастыря справляются без чужих рук. Однако же дальше поступило предложение помыть притвор. С изумленным и, наверное, глупым видом, я переспросила: «Помыть что?» Открытием дня для меня стало, что притвором является преддверие храма, а ступени перед входом – паперть. К слову, за целый день на ней никто не побирался, лишь одного попрошайку-пьянчужку видела у входа в монастырь.
Завершилась часть работы в храме протиранием икон от следов поцелуев и прикладываний лбом к лику святых. Это, несомненно, порадовало моего внутреннего маленького мизофоба.
Без обеда, но с каменными плитами
Все дела по уборке храма были сделаны к полудню. В это же время начинался обед. Так устроено, что первыми вкушать пищу идут сестры, а после трудники, причем происходит это в разных залах трапезной. Я находилась в ожидании следующей работы, пока моя условная наставница беседовала с еще одной женщиной, работающей при монастыре, а также давала советы мне, как подготовиться к причастию и исповеди, что строит прочитать. Кстати, все трудницы в монастыре приходят туда как на работу утром, к вечеру возвращаются домой. Как удалось разузнать, именно в этой обители не распространена практика селить трудников на несколько дней. А вот кормить их – без проблем.
В определенную минуту двери храма отворились и на пороге оказалась моя знакомая, которая была удивлена такой встрече с коллегой, но не с диктофоном руках, а в платке на голове. Пока мы с ней беседовали, Ольга ушла на обед (меня же никто не приглашал), поэтому позднее пришлось отлучиться до ближайшего кафе на перекус. И впервые с самого утра открыть соцсети.
После храма матушка благословила на работу по уборке территории. Требовалось собрать и вывезти остатки кирпичей, каменных плит, которые разрушились на внешнем фасаде стены. Этот труд оказался физически тяжелым. Одновременно пришли усталость и воодушевление.
Во время работы завязалось еще одно знакомство – с сестрой Феофанией, которая в роли трудницы несколько дней пребывала в монастыре. О себе женщина рассказала, что приехала из другого города к дочери, а по совету священнослужителя другого монастыря пришла помогать сестрам.
После тяжкого труда вместе с ней мы отправились на ужин. Как и говорилось выше, комната для приема пищи у трудников отдельная. На столе нас ждал гороховый суп с манящим запахом, словно от бабушки, которая приготовила его в русской печке. Кроме первого: рис, квашеная капуста, компот. Можно выпить чаю с печенюшками или пряниками, а также полакомиться вишневым вареньем.
Подготовка к приезду важного гостя
В 17:00 в храме началась служба. Но на нее мы не попали.
«День сегодня такой, потрудиться надо», – сказала одна из монахинь.
На следующее утро ожидался приезд в обитель митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Поэтому территорию монастыря активно прибирали, хотя надо отдать должное монахиням и трудникам: там и без специальной уборки было чисто и аккуратно.
После тележки беру в руки грабли, веник и отправляюсь собирать мусор возле стен монастыря на въезде. Проходя по территории, замечаю, что даже лавочки старательно протирают от грязи.
Солнце начинает клониться к закату, его лучи придают новые краски облику обители. Лучики играют на колоколах, куполе, отражаются в окнах. Настроить себя на работу становится сложнее, но сладостная мысль, что как только соберу все-все в мешки, смогу снять платок и отдохнуть, придает сил.
Послетрудие вместо послесловия
Весь день я провела в усердном труде, не отказываясь ни от какой работы. Чувствовала ли, что моя душа станет чище и светлее от этого опыта? Нет. В моменте хотелось быть полезной, направить свою энергию на благое дело, а рефлексировать уже позже. Когда, наконец, настал вечер и я вернулась в «свой мир», физические ощущения взяли верх над духовными. С непривычки мыщцы гудели, а от усталости хотелось спать.
Вывод: вкусить монастырскую жизнь можно и не отдавая остаток своих лет служению Господу. Трудник – условно человек вольнонаемный, который приносит обители пользу. А уже какой опыт для души он из этого вынесет – личное дело каждого.
Советуем прочитать инструкцию от «ФедералПресс» о том, что можно и нельзя делать в храме. К примеру, посетить православный храм могут все: неверующие, туристы, представители других конфессий, есть одно ограничение – это Литургия верных. На нее могут попасть лишь крещеные.
Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия
Эксклюзивы «ФедералПресс»