Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Общественная палата Российской Федерации и Аналитический центр НАФИ узнали, доверяет ли общество российскому бизнесу. В ходе социологического исследования они использовали зеркальную оценку: эксперты изучили не только уровень доверия бизнесу со стороны населения, но и то, как сами предприниматели воспринимают соответствующую реакцию общества. «ФедералПресс» проанализировал результаты.
Совместное исследование проводилось в марте-апреле 2024 года. По результатам зеркального опроса выяснилось, что у большинства россиян (82 %) российский бизнес связан с позитивными ассоциациями. Почти две трети опрошенных (63 %) высказали высокий уровень доверия по отношению к бизнесу. В выражении своего мнения опрошенные базировались на качестве товаров и услуг (38 %), вкладе бизнеса в экономику страны (33 %) и повышении предпринимателями качества жизни населения (32 %). Для россиян довольно существенным оказался факт производства товаров и услуг в России с применением современных технологических решений.
Сам бизнес оценивает доверие к себе со стороны населения более сдержанно: лишь 57 % опрошенных предпринимателей считают его высоким или близким к этому уровню, а 4 % близки к негативной оценке. Предприниматели выделяют в качестве ключевых критериев развития заботу о своих клиентах и работниках.
«Каждый четвертый житель России признается: на его доверие влияет социальная миссия бизнеса и то, насколько компания заботится о своих сотрудниках и клиентах (по 27 %). Значительно менее значимы прозрачность (23 %), инновационность (21 %), участие в благоустройстве городской среды (17 %), других социальных и экологических проектах (14 %) компании, – сообщили авторы исследования. – Предприниматели, оценивая параметры, которые могут повлиять на доверие к ним со стороны общества, также на первое место ставят качество товаров. Однако в целом пирамида топ-факторов для них иная. Они гораздо большую роль возлагают на свой социальный вклад и думают, что люди доверяют им главным образом из-за заботы о клиентах и сотрудниках и участия в социально значимых проектах».
Исследователи также выяснили изменения оценки российского бизнеса в таких аспектах, как «престиж ведения бизнеса», «уважение к бизнесу», «гордость за бизнес», «доверие к бизнесу», за последние 20 лет. Большинство участников опроса среди населения отметили позитивную трансформацию. За истекшие два года, по мнению респондентов, основные изменения были не имиджевыми, а структурными, и касались роста количества новых компаний (71 %), включая социально ответственные, как следствие – объема новых товаров и услуг (73 %) и повышения качества отечественных товаров (59 %).
Среди представителей бизнеса 55 % опрошенных отметили рост престижа (на 15 п.п. меньше, чем среди россиян, не занимающихся бизнесом); 48 % – рост уважения (на 20 п.п. меньше), 45 % ощутили рост гордости (на 22 п.п. меньше), 62 % – увеличение доверия (на 3 п.п. меньше).
«Отдельно был задан вопрос о том, готовы ли предприниматели и те, кто не занимается бизнесом, рекомендовать предпринимательскую деятельность в качестве основной профессии для своих детей и внуков. Исследование показало, что в предпринимательской среде такая готовность существенно выше. 87 % представителей компаний хотели бы видеть в бизнесе своих детей или внуков. Среди россиян, не ведущих бизнес, эта доля составила 65 %», – констатировали авторы исследования.
Ранее проведенный Фондом «Общественное мнение» опрос показал, что президенту Путину доверяют 83 % россиян.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева