Практически ежедневно появляются новости о том, что сотрудники профильных ведомств выявляют незаконных мигрантов, которые вполне себе открыто трудились на каком-либо объекте. Впрочем, выявленные с такой рабочей силой фирмы тоже, как правило, хорошо известны и порой принадлежат в том числе и депутатам. «ФедералПресс» разбирался, когда власти будут нести ответственность.
Только за четыре месяца 2024 года в Краснодарском крае было выявлено пять тысяч нарушений миграционного законодательства. В основном иностранцы не соблюдали правила въезда или режима пребывания в стране, а также фиксировались нарушения осуществления трудовой деятельности.
Как правило, нелегальных мигрантов выявляли на различных строительных объектах, которых на Кубани огромное количество. Понятно, что все их проверить нельзя, а поэтому, сколько еще таких работников осталось, неизвестно.
Впрочем, если говорить о стройках, то значительная часть таких компаний принадлежит тому или иному депутату, некоторые фирмы аффилированы с народными избранниками, например, через дочерние компании. Справедливости ради стоит отметить, что аналогичная ситуация складывается не только на Кубани, но и в других южных регионах России.
Выявленных мигрантов депортируют, на компанию накладывают штраф, который, если смотреть на общую прибыль, не служит сильным наказанием для застройщика. При этом сам условный депутат, чья фирма нарушила закон, остается с мандатом, не исключается и из партии, хотя получается, законодатель нарушает закон.
Основатель адвокатского агентства «Законовед» Григорий Сарбаев обращает внимание, что сама система строительства или сферы услуг отстроена таким образом, что не может существовать «без откатов, в которых нищие и бесправные мигранты являются важнейшим звеном воровства на вышестоящих уровнях».
«Они тоже это прекрасно понимают и пытаются копировать поведение провластных беспредельщиков, утверждая уже свою криминальную власть на улицах. Поведение правоохранителей, которые борются с последствиями, но не с причинами явления, прекрасно иллюстрирует этот факт. Именно поэтому такое странное положение в нашем обществе занимают никак не опосредованные законодательством «диаспоры», которые, вместо того чтобы осуществлять контрольно-надзирательные функции, по сути являются кланово-лоббистскими структурами, облегчающими процесс взаимодействия при реализации коррупционных схем», – считает Григорий Сарбаев.
По словам эксперта, необходимо введение жесткой ответственности работодателей за поведение завезенных ими «высококвалифицированных специалистов».
«Однако поскольку зачастую главные бенефициары этих схем занимают одновременно кабинеты мэров или депутатов, то вряд ли мы увидим реальное изменение законодательства в данной сфере. Мигранты нужны как раз для сброса ответственности и «зарабатывания», а не для уплаты налогов и экономического развития. Как говорится, кровати переставлять можно сколько угодно, но без смены персонала ситуация не изменится. Ну а для успокоения населения хватит и пары ТВ-репортажей с жесткими кадрами задержаний наиболее «отмороженных» особей, на место которых уже втихую потом завезут следующих», – подытожил Григорий Сарбаев.
Политолог Алина Жестовская считает, что сегодня мигранты – это, определенно, самая острая, тонкая и болезненная тема.
«Коренное российское население испытывает к ним, выражусь так, крайнюю степень неравнодушия. Причем за последний год «бомбить» стало даже самых толерантных граждан. И это совершенно логично, абсолютно закономерно и заслуженно», – прокомментировала эксперт.
Алина Жестовская отмечает, в то же время нельзя допустить дальнейшего обострения настроений. И вовсе не потому, что на мигрантах держатся некоторые отрасли экономики и целые сферы услуг – в крайнем случае произойдет рокировка уроженцев Центральной Азии с теми же молдованами и белорусами, с неизбежным поднятием зарплат в таких отраслях, как стройка, такси, доставка, сборка заказов на складах маркетплейсов и т. п.
«Основной риск – мигрантов очень много, у огромного количества членов диаспор уже есть красные российские паспорта, но нет и малейшей ассимиляции, вплоть до незнания языка нашего государства. Их вклад в экономики Таджикистана и Узбекистана, за счет регулярных переводов на родину, исчисляется едва ли не одной третьей всего ВВП данных государств. Соответственно, они будут всячески сопротивляться переменам. Даже не хочется думать, каким образом», – рассказала Алина Жестовская.
По ее мнению, поэтому чиновники и различные представители элит, в том числе совмещающие законотворчество с бизнесом, прекрасно осознают, что «резких движений никто делать не станет». Проблему будут решать постепенно, пошагово, нерадикально.
«Сейчас мы наблюдаем и за ужесточением въездного контроля и, что особенно радует, за уголовными делами в отношении пособников и покровителей незаконной миграции. Отсюда два объяснения: те, у кого предпринимательство завязано на приезжих, наивно ждут, что все утихнет, вернется на старые кривые рельсы, система не сможет перестроиться. Те же, в чьи компетенции входит непосредственно решение вопросов в регионах, предпочитают отмалчиваться, дабы не обострять и не иметь проблем в будущем, при смене настроений и установок», – подытожила Алина Жестовская.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин