После назначения новым министром обороны Андрея Белоусова в ведомстве началась череда серьезных скандалов. Один за другим были арестованы высокопоставленные генералы, при этом все – по коррупционным делам. Почему людей начали снимать только сейчас, как это отразится на ходе спецоперации и на репутации вооруженных сил? Об этом «ФедералПресс» побеседовал с полковником в отставке, военным обозревателем газеты «Комсомольская правда» Виктором Баранцом.
Виктор Николаевич, как вы считаете, почему «чистки» начались именно сейчас? Многих «вели» на протяжении многих лет.
— Ответ очевиден. Министерство обороны начали «чистить» под нового министра. У контрразведки, у силовых ведомств накопилось много материалов. Белоусов, согласившись на это назначение, попросил у Владимира Путина право на зачистку. Чтобы работать не с этими людьми, а с новыми. Проворовавшихся людей надо снимать.
Но такая масса проворовавшихся генералов не могла появиться просто так – эти истории шли годами.
Как вы оцениваете эти «чистки»?
— В этом, безусловно, благородном деле есть очень опасная вещь. Система доказательств обвинений сейчас строится очень сложно и очень плохо – обвинители работают очень неуклюже. Нет никакой конкретики, мы получаем информацию от неопознанных лиц, о непонятных суммах и времени. «Информация из правоохранительных органов» – это очень серьезное и очень несерьезное обвинение одновременно!
Мы же говорим не о проворовавшемся бомже, мы говорим о генерале. Взять, например, генерала Ивана Попова, которому изменили меру пресечения. Если вы следите за ним годами, вы не знаете, за что его берете? Когда разворачивается такая масштабная борьба с воровством и коррупцией, система должна работать максимально безошибочно и корректно. А у нас говорят: «украл миллион, а потом – нет, миллиард».
За такие вещи президент должен ответственных людей «на ковер» вызывать.
А когда, по вашим оценкам, аресты закончатся? Как можно остановить коррупцию в армии?
— Никак. Такие скандалы никогда не стихнут. Со времен Петра I в армии всегда воровали. И всегда за это кто-то попадал под расстрел или на нары. И не надо из генералов делать «козлов отпущения» – сейчас парочку посадим, и все закончится. Коррупцию можно только уменьшить, как в Китае. Но и там ее до конца не победили.
Еще напомню, что нет министерства, где бы не было ни одного коррупционного скандала.
Как, по вашему мнению, эти аресты отразятся на ходе СВО?
— Перемены командования связаны с теми генералами, которые находятся на поле боя, а не парятся в московских кабинетах. Но происходит очень много непонятного. Взять генерала, Героя России Дворникова, при котором началась спецоперация. Сейчас он возглавляет ДОСААФ. Почему? Народ должен знать. Тогда и будет понятно, что с СВО происходит.
Но мы не имеем права задавать такие вопросы. Не можем спрашивать, почему снимают людей. Почему их сажают. Не можем спрашивать о делах армии, хотя армия у нас – народная, и сыновья народа стоят под ружьем.
Чем опасна такая ситуация, когда люди не знают подробностей и деталей обвинений?
— Я никогда не буду защищать проворовавшихся генералов. Но сейчас все идет на фоне слухов. Если взяли проворовавшихся – 1000 % доказательств на стол! Нельзя допускать, чтобы про генерала говорили: что-то продал, где-то взял. Это склоки вместо правосудия. И они подрывают репутацию армии.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова