Движение «Талибан»* предложено исключить из списка террористов и экстремистов. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Президент Владимир Путин назвал талибов* действующей властью в Афганистане, а незадолго до этого представителей движения позвали на ПМЭФ. «ФедералПресс» рассказывает, как в новейшей истории России развивались отношения с талибами*, зачем Москве признавать их власть в Исламской Республике и можно ли выстраивать с ними какое-либо партнерство.
Что говорит Путин об отношениях с «Талибаном»*
Президент России Владимир Путин заметил, что исключение движения «Талибан»* из списка террористов постоянно обсуждается в России. Он добавил, что с талибами* нужно строить отношения.
«Это постоянно обсуждается. Взаимоотношения с «Талибаном»*, Афганистаном постоянно на слуху. Вопрос, как выстраивать отношения с действующей властью, это другой вопрос, но выстраивать как-то надо», – сказал российский лидер.
Он подчеркнул, что талибы* контролируют территорию Афганистана и важно исходить из этих реалий.
Чуть раньше глава МИД Сергей Лавров сказал, что Афганистан не безразличен России, а талибы* в этой стране – реальная власть. Дипломат добавил, что процесс исключения «Талибана»* из списка террористов отражает осознание реальности.
«Они являются реальной властью. Афганистан нам не безразличен. И не безразличен для наших союзников, прежде всего в Центральной Азии. Так что этот процесс отражает осознание реальности», – добавил дипломат.
Афганистан под властью талибов*
В августе 2021 года в Афганистане сменилась власть. Талибы* взяли Кабул и заявили о создании Исламского эмирата Афганистан. Прежнее правительство покинуло страну. Именно тогда по интернету разошлись кадры, на которых бородатые мужчины с автоматами катаются на маленьких машинках в парке аттракционов в Кабуле.
Спустя два месяца после смены власти делегация бородатых мужчин, но уже без автоматов, прилетела в Москву на встречу с главой МИД Сергеем Лавровым. Перед камерами в центре российской столицы руки друг другу жали с одной стороны российские дипломаты и признанные террористами члены «Талибана»* – с другой.
Министр Лавров объяснял необходимость контактов с талибами* желанием побудить их к переговорам с афганским правительством. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков замечал, что переговоры нужны на фоне напряженно развивающейся ситуации в Афганистане. После прихода «Талибана»* к власти в стране ухудшились экономическая и гуманитарная ситуации. Нужно заметить, что российская власть официально не признает правительство талибов*, хотя, по словам Лаврова, Россия и поддерживает с ними контакты после прихода их к власти.
Как развивались отношения «Талибана»* и России
В истории современной России первый серьезный инцидент с «Талибаном»* произошел в августе 1995 года, когда истребитель «Талибана»* посадил в Кандагаре российский самолет Ил-76. На борту находились семь членов экипажа и 30 тонн оружия для правительства Бурхануддина Раббани (президент Афганистана с 1992 по 2001 год, умер в 2011 году). Летчики были в плену больше года и смогли бежать.
В 1996 году талибы* захватили власть в Афганистане. Москва не признала их режим. Было закрыто российское посольство в столице страны Кабуле, затем генконсульство в Мазари-Шарифе.
В 2000 году на фоне войны в Чечне талибы* признали независимость непризнанной Республики Ичкерия**, а в феврале 2000 года заявили, что России нужно объявить священную войну. В феврале 2003 года Верховный суд России объявил «Талибан»* террористической организацией. Его деятельность была запрещена на территории страны.
С 2022 года между Россией и Афганистаном вновь установлены дипломатические отношения.
Новый виток большой игры в Афганистане
Талибы* относятся к Москве без восторгов, заметил директор Аналитического центра российского общества политологов Андрей Серенко, потому что за три года Россия не признала их режим, а также не вложила никаких инвестиций в Афганистан.
«Талибы* просят денег у американцев, у китайцев, у арабов, у русских. Тут две причины – необходимость личного обогащения, руководители «Талибана»* активно сколачивают личные капиталы и состояния, с другой стороны – нужно как-то поддерживать население Афганистана, там десятки миллионов человек, живущих в страшной бедности и нищете», – заметил собеседник.
По словам Серенко, чтобы удержаться у власти, талибам* нужно организовать систему подачек и подкупа населения.
«Хорошие деньги талибам* платят американцы. За счет этих денег режим талибов* существует до сих пор и не рухнул. Какие-то деньги дают китайцы, что-то дают арабы, Катар», – пояснил политолог.
Серенко замечает, что в Афганистане в скором времени начнется «виток большой игры», который придется на 2025 год, после выборов президента США. Он пояснил, что тогда ожидается изменение американской политики не только в отношении Украины, но и в отношении Афганистана.
«Я думаю, что возможное решение об исключении «Талибана»* из списка террористов с перспективой их политического признания как раз и связано с грядущим обострением конкуренции в регионе», – добавил эксперт.
Он полагает, что у России и Китая не остается другого выбора, кроме как включаться в такую рискованную игру.
Дружба с «Талибаном»* через политические жесты
Серенко считает, что российские власти будут пытаться подружиться с талибами* через политические жесты. Если Москва признает режим «Талибана»*, то, возможно, талибам* это понравится, но они ждут не только политического признания, но и денег и инвестиций.
«Не уверен, что у Москвы есть деньги для этого, не только потому что идет СВО, но потому что в Афганистане очень рискованно», – заметил Серенко.
Он пояснил, что для международного бизнеса в этой стране нет вообще никаких условий: не работают банки, нет системы страхования бизнеса, нет надежного уровня безопасности.
«Какой может быть бизнес, если три недели назад МИД РФ предостерег россиян от поездок в Афганистан», – добавил он.
Эксперт заметил, что нормальные инвесторы не будет вкладывать деньги в эту страну. Добывать там что-то можно лишь урывками.
«Какую-нибудь нефть, или уран, или золото, что делают китайцы. По чуть-чуть подолбили и быстренько увезли, а всерьез построить завод или реальное производство возможностей нет», – пояснил он.
Серенко уверен, что даже признание режима талибов* никак не усилит позиции Москвы на этом направлении.
Политолог также рассказал в беседе с «ФедералПресс», что внутри «Талибана»* нарастают процессы внутреннего раскола. Нельзя исключать даже внутреннюю гражданскую войну между талибами*.
«Заслуживающие доверия источники из Афганистана говорят, что в перспективе усиливается перспектива политического переворота в «Талибане»*, – сказал эксперт.
Зачем «Талибан»* вновь приглашают на ПМЭФ
Серенко напомнил, что талибы* приезжали на ПМЭФ в прошлом году, но никаких сделок с ними не состоялось, никаких договоренностей не было достигнуто. Эксперт сравнил их визит с забавной декорацией важному мероприятию.
«Должны быть люди в чалмах на босу ногу, которые ходят по ПМЭФ и что-то там говорят, денег просят, обещают. Наверное, это придает мероприятию необходимый антураж», – заметил эксперт.
Он добавил, что это покажет российские возможности работы с радикальными исламистскими движениями.
«Реальной экономической отдачи от этих контактов не было и не будет. Если их режим доживет до следующего года, то тоже приедут и тоже толку не будет», – добавил политолог.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что нужно знать о движении«Талибан»*.
*ТАЛИБАН ПРИЗНАН ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЗАПРЕЩЕН НА ТЕРРИТОРИИ РФ.
**ПРИЗНАНА ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЗАПРЕЩЕНА НА ТЕРРИТОРИИ РФ.
Фото: РИА Новости / Cтрингер; РИА Новости / Алексей Куденко
Эксклюзивы «ФедералПресс»