7 июня 2024 года на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Владимир Путин рассказал об успехах национальной экономики в условиях давления и санкционной агрессии, ключевых структурных изменениях во всех сферах, а также дал поручения для дальнейшего укрепления страны. Сегодня экономика не просто успешно преодолевает трудности и демонстрирует стабильный рост, но и сумела войти в четверку крупнейших экономик мира и обеспечить технологический и финансовый суверенитет. Какие задачи уже выполняются и что предстоит сделать? Об этом читайте в материале «ФедералПресс».
Экономика роста
Основная мысль о достижении нового качества и содержания экономического роста звучала во время всего выступления президента РФ Владимира Путина на ПМЭФ.
По итогам 2023 года рост ВВП России составил 3,6 %, а за первый квартал 2024 года – 5,4 % и на сегодняшний день превышает среднемировые значения. Особенно важно, что такая динамика определяется в первую очередь несырьевыми отраслями, подчеркнул глава государства. В прошлом году рост был обеспечен на 45,5 % базовыми отраслями – обрабатывающей, строительной, логистической, электроэнергетической отраслями, связью, сельским хозяйством, жилищно-коммунальными услугами, а на 61,6 % – обеспечивающими отраслями, как торговля, гостиничный и ресторанный бизнес, финансы и другие.
«Мы поставили цель войти в четверку крупнейших экономик мира. Кстати, по некоторым данным, включая оценки Всемирного банка, буквально на той неделе мировой банк произвел дополнительные расчеты и поставил Россию на четвертое место. Мы оказались впереди Японии, – сказал Путин. – Дело, конечно, не в системах оценки и расчетов ВВП и даже не в формальном выходе на четвертую строчку. Мы где-то рядом: Россия, Федеративная Республика Германия, Япония. Мы впереди, но разница небольшая. Но мы понимаем при этом, что лидерские позиции нужно постоянно подтверждать, усиливать. <…> Нам важно обеспечивать стабильно высокие темпы и качество роста на долгосрочную перспективу. Вот в чем сегодня наша задача».
Ранее на ПМЭФ вице-премьер России Александр Новак заявил, что по итогам 2024 года рост ВВП может составить 2,8–3 %. Он отметил, что целевой уровень роста экономики РФ сохраняется, но он может быть и немного выше.
В настоящее время Россия строит экономику предложения, результатом которой должно стать снижение уровня импорта до 17 % ВВП к 2030 году на фоне активного развития международной торговли. Причем импорт должен сокращаться за счет развития собственного конкурентного производства, обеспечивающего внутренние потребности в продукции обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, ИТ и других отраслей. Одновременно Путин поручил к 2030 году увеличить на 2/3 несырьевой неэнергетический экспорт в 2023 году.
«Речь идет не просто об увеличении экспортных поставок в тоннах, в кубометрах, в единицах готовой продукции. Речь идет о товарах высоких переделов», – сказал он.
Внешняя торговля: перестройка и оптимизация
Сейчас внешнеэкономическая деятельность России находится в активной фазе перестройки и оптимизации, поэтому государству и бизнесу придется регулярно сталкиваться с новыми вызовами. Об этом говорили на ПМЭФ не только Путин, но и эксперты. Они отметили, что инструменты международной торговли уже претерпели большие изменения. Многие переходят на расчеты в нацвалютах. Так, в странах БРИКС количество договоров на расчеты в национальных валютах превысило 80 % от общего числа, а в странах ЕАЭС – более 90 %. Даже в российской банковской сфере, подвергшейся наибольшей обструкции, появилось множество инструментов и обходных путей, в том числе для международных операций.
Как заявил заместитель председателя правления по региональному и международному развитию Фонда «Сколково» Юрий Сапрыкин, к примеру, из-за значительного изменения географии порой нужно проходить болезненный и сложный период адаптации. Ключевой проблемой он назвал сложную регуляторику, с которой приходится сталкиваться при выходе на новые рынки. Регуляторные меры должны быть понятны бизнесу и учитывать его интересы – это один из ключевых факторов успешной внешней торговли.
С его мнением согласились другие эксперты, отметившие, что сегодня есть рынки, которые экспортеры пока не знают и не привыкли на них работать.
«Необходимы надежные отработанные маршруты, коридоры и сервисы, а также качественный маркетинг российских товаров. Чтобы создать устойчивую инфраструктуру, нужны торговые агенты, которые смогут выстроить взаимовыгодную систему импорта-экспорта с учетом интересов всех сторон. Все эти вопросы сегодня решаются на государственном уровне и будут заложены в новые нацпроекты», – заявили в «Сколково».
Само собой, освоение новых рынков для экспорта российской продукции требует укрепления транспортных связей. В России развивается несколько транспортных коридоров. Речь идет о Восточном полигоне железных дорог, который в рамках утвержденного в апреле третьего этапа модернизации должен нарастить провозную способность до 210 млн тонн к 2030 году, а к 2032 году – до 270 млн тонн в год; о международном коридоре «Север-Юг» и Азово-Черноморском торговом пути – они открывают перспективы при экспорте отечественных товаров в южном направлении; а также о северной артерии – Северном морском пути (СМП), по которому в 2023 году прошло 36 млн тонн грузов, а в перспективе перевозки могут превысить 150 млн тонн – для этого необходимо построить транспортные подходы к арктическим портам. Для развития СМП Путин отвел значительную роль главам «северных» субъектов РФ и рассказал о формировании в рамках Госсовета комиссии по развитию арктических регионов и СМП.
Пока в структуре экспорта значительная доля приходится на сырьевые энергетические товары – прежде всего, нефть и уголь.
Нефть в балансе
Энергетическим вопросам на ПМЭФ было уделено особое внимание.
Как сказал на панельной сессии «Будущее рынка нефти и газа: перспективы глобального спроса и планы производителей» вице-премьер России Александр Новак, мировой спрос на нефть будет расти более чем на 1 млн баррелей в сутки (б/с) в течение следующих 10 лет.
«В перспективе до 2030 года, а это всего 6 лет, сегодняшние 102 млн б/с могут превратиться в 110 млн б/с или даже 115 млн б/с», – сказал он.
При этом министр энергетики Королевства Саудовская Аравия Абдель Азиз бен Сальман Аль Сауд заявил, что ОПЕК+ не поддастся внешнему давлению и будет держать рынок в балансе.
«Технология, когда на нас оказывается давление, с нами не работает», – заверил он.
Новак сообщил журналистам в кулуарах форума, что в 2024 году добыча нефти в России прогнозируется в диапазоне от 505 млн до 515 млн тонн, и ее экспорт в будущем будет расти. Вице-премьер назвал перспективным рассматриваемый в рамках диверсификации поставок нефти проект нефтепровода, параллельного «Силе Сибири – 2», мощность которого может составить до 30 млн тонн в год.
В плане диверсификации поставок газа тоже видятся перспективы, которые, хоть и несоизмеримы с упущенным экспортом в Европу, но позволяют расширить энергетическое сотрудничество с дружественными государствами. Примером этого стало подписание на полях ПМЭФ контрактов на транзит российского газа из России в Узбекистан и Киргизию через Казахстан.
Вице-премьер дал положительную оценку развитию расчетов за поставки нефти и газа в дружественные страны в нацвалютах. Такие взаиморасчеты, кстати, касаются не только сырьевого экспорта.
Как сообщил Владимир Путин, в целом с 2021 по 2023 годы доля рубля в расчетах за российский экспорт выросла почти втрое – до 39 % – и Россия вместе с зарубежными партнерами намерена наращивать применение национальных валют во внешнеторговых расчетах, чтобы повышать безопасность и эффективность таких операций. В первую очередь это касается стран БРИКС.
Как повысить инвестиционную активность
Путин сказал на ПМЭФ, что к 2030 году инвестиции в основной капитал должны прибавить 60 % в реальном выражении к уровню 2020 года.
«Мы здесь все люди грамотные, все специалисты понимают, что такое инвестиции в основной капитал, к чему это ведет, какие предпосылки создает для будущего развития в среднесрочной и более отдаленной перспективе. За последние годы в целом, хочу подчеркнуть, в целом у нас все на этом важнейшем направлении получалось хорошо. В 2021 году план роста инвестиций был 4,5 %, реально он составил 8,6 %, в 2022 году план – 9,5 %, реально – 15,9 %, в 2023 году план – 15,1 %, а на самом деле получилось 27,2 %, то есть почти в два раза превышен план. Это хороший показатель», – отметил он.
Конечно, по словам президента, инвестиционную активность нужно обеспечить ресурсами. И правительство направит дополнительные средства на развитие промышленной ипотеки, почти вдвое увеличив Фонд развития промышленности и нарастив возможности «Фабрики проектного финансирования» института развития ВЭБ России.
«С ее помощью уже реализуются проекты на сумму более 2 трлн рублей. Предлагаю последовательно увеличивать лимиты фонда. На первом этапе нарастим его до 600 млрд – это позволит дополнительно поддержать проекты реального сектора на сумму до 6 трлн рублей», – добавил Путин.
При этом государство готово разделять риски с инвесторами. Уже заработал Фонд фондов перспективных промышленных и инфраструктурных проектов. Для поддержки инвестиционной активности нужно развивать рынок капиталов. Поставлена задача по увеличению к концу текущего десятилетия капитализации фондового рынка России примерно вдвое – до 2/3 ВВП: «Прошу правительство совместно с Центральным банком предложить дополнительные меры, чтобы стимулировать выход компаний на биржу со своими ценными бумагами. В том числе надо подумать о компенсации затрат на первичное размещение акций для малых технологических компаний. Это призыв к Министерству финансов, к Центральному банку».
Путин предложил обсудить с бизнес-сообществом и регионами идею с закреплением в законодательстве инвестиционного стандарта – на сегодня он внедрен во всех субъектах Федерации. В связи с этим министр экономического развития Максим Решетников сказал, что сейчас совместно с регионами уже выстроена комплексная система поддержку инвесторов. Следующий этап – «приземление» лучших мировых практик. В том числе для привлечения иностранных инвестиций.
«Уже сейчас видим точки роста на федеральном уровне: институт банкротства, трудовые отношения, оптимизация инфраструктуры, цифровизация сервисов для бизнеса. До конца года совместно с Агентством стратегических инициатив и деловыми объединениями подготовим проект Национальной модели целевых условий для ведения бизнеса. Кроме того, проработаем усовершенствование закона об инвестициях, который был принят 20 лет назад. Предлагаем уточнить статус институтов регионального инвестиционного стандарта и полномочия субъектов по привлечению инвестиций», – прокомментировал он.
Говоря в целом об инвестициях в экономику, министр экономического развития России Максим Решетников не исключил улучшение прогноза по их росту в 2024 году. Напомнив, что нынешний прогноз предполагает рост инвестиций в 2,3 % с учетом высокой базы 2023 года, он отметил, что показатели первого квартала 2024-го позволяют пересмотреть данный показатель.
Важным в правительстве считают необходимость обеспечить инвестиции в обновление промышленных предприятий на качественно новой технологической основе, с широким применением автоматизации. Россия за короткий срок должна войти в топ-25 стран мира по плотности роботизации. Это означает установку более 100 тыс. роботов, причем их производство нужно ускоренно развивать на собственной технологической базе, и такая возможность, безусловно, у нас есть.
В приоритете – ИТ
Вообще роботизации и развитию ИТ-отрасли на форуме было уделено большое внимание.
По словам Путина, в горизонте шести лет не менее 80 % российских организаций ключевых отраслей экономики должны перейти на отечественное программное обеспечение в производственных и управленческих процессах. Для поддержки IT-отрасли предусмотрен целый ряд мер, включая учет с повышенным коэффициентом расходов на отечественные цифровые решения при расчете налога на прибыль, а также планируется установить пониженную ставку по налогу на прибыль в размере 5 % для российских IT-компаний. Она будет действовать до 2030 года включительно.
«Прошу правительство проработать дополнительные меры поддержки отечественных разработчиков программного обеспечения, в том числе определить уровень закупок компаний с госучастием у малых технологических компаний и стартапов. Повторю, это тот гарантированный уровень, ниже которого объем закупок опускаться не может. Мы уже применяем этот механизм, и он действует достаточно эффективно. Надо его продолжать, конечно», – подчеркнул президент.
Руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт Московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин, комментируя «ФедералПресс» такую инициативу президента, заметил, что ИТ-отрасли уже достаточно давно уделяется достаточно большое внимание.
«В частности, ИТ-отрасль попадает под мораторий в части налоговых проверок, – сказал он. – В данном случае заявление президента – это мера, направленная на создание условий для планомерного развития ИТ-отрасли. Сейчас Россия очень быстро и продуктивно продвигается вперед в этом плане. Я считаю, что данная мера поддержки должна способствовать тому, чтобы темпы сохранялись и наращивались, чтобы импортозамещение софта проходило быстрее в тех сферах, где мы все еще имеем определенную зависимость. Цифровизация – это часть, которая становится драйвером и пронизывает все отрасли. Поэтому лидерство в этой сфере крайне важно для России», – отметил он.
Заместитель министра экономического развития России Максим Колесников тоже сказал, что внедрение ИИ в корпоративные и технологические процессы компаний будет способствовать повышению производительности труда в целом.
«И тогда мы сможем достичь необходимых показателей», – заметил он, добавив, что одной из ключевых задач, которые сейчас стоят перед государством, является повышение качества подготовки и числа специалистов в области ИИ в объеме, покрывающем ежегодную потребность в 15,5 тыс. человек к 2030 году.
Тема кадров становится крайне важной, особенно в связи с обновлением Национальной стратегии развития ИИ до 2030 года.
Восполнить кадровый дефицит
Кстати, тема дефицита квалифицированных кадров звучала на этой неделе на многих площадках ПМЭФ. Проблема касается не только ИТ-сферы, но и других отраслей. Эксперты указывают на разрыв между потребностями экономики страны и специалистами, которых готовят учебные заведения. Для решения этих проблем планируется трансформировать профессиональный стандарт в двухкомпонентный с учетом фундаментальных знаний и нужд предприятий, а в национальный проект «Кадры» включить контрольные цифры приема в учебные заведения на основании анализа кадровых потребностей экономики, а также предусмотреть модернизацию служб занятости.
«Мы четко видим, что сегодня прошла серьезная переоценка ценностей внутрикорпоративных культур компаний. Сегодня все прекрасно понимают, какова роль кадрового потенциала в перспективах развития своего собственного бизнеса. <…> Мы уже четко понимаем, что работодатели сформировали свое понимание необходимости изменений в подходах к кадровой стратегии. Следующий вызов для нас – это добиться у каждого человека понимания необходимости постоянно актуализировать свои знания. <…> Мы сегодня видим достаточно хорошее расширение социального пакета для работников», – сказал на форуме министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков.
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин видит рост значимости программ дополнительного профессионального образования.
«Надо помочь предприятиям реализовывать эти проекты. Кроме крупных компаний помочь в первую очередь малому и среднему бизнесу. У нас есть очень хороший прецедент – это национальный проект «Производительность труда», – заметил он.
«Недостаток кадров – квалифицированных кадров, прежде всего, – вышел на первое место среди ключевых ограничений развития не только конкретных компаний, это общая ситуация. <…> Вторым важнейшим вызовом для системы подготовки кадров является ускорение изменений требований квалификации работников, что связано с динамикой технологического развития, новым этапом цифровой трансформации экономики, задачами повышения производительности труда», – отметил председатель Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям Александр Шохин.
Налоговая система
Отдельная сессия н ПМЭФ была посвящена совершенствованию налоговой системы в России. При всем оптимизме чиновников, представителей профильных министерств и ведомств эксперты опасаются, что налоговая система рискует не успеть перестроиться под поправки в Налоговый кодекс.
Участники налоговой сессии форума заявили, что окончательная редакция документа, внесенного в Госдуму 3 июня, должна полностью отражать как запрос на получение дополнительных доходов в бюджеты всех уровней, так и интересы бизнеса и граждан.
Владимир Путин, например, заявил на пленарном заседании ПМЭФ о том, что правительству РФ совместно с бизнесом в ближайшее время нужно определиться с параметрами федерального инвестиционного вычета, который должен быть введен в дополнение региональному в рамках перенастройки налоговой системы. Его целью является стимулирование инвестиций бизнеса в развитие и сокращение социального неравенства. Он поручил рассмотреть применение налогового вычета не только для одной компании, но и для группы компаний.
Ключевые выводы, прозвучавшие на площадке нынешнего форума: предлагаемые поправки в Налоговый кодекс России сбалансированы и позволят поддержать регионы.
Впрочем, понятие сбалансированности и справедливости в части налоговой системы, как заметил один из спикеров сессии, у всех разные.
«Сбалансированность – это, наверное, была самая сложная задача, чтобы увязать все инновации, имея в виду баланс «граждане – бизнес– бюджет». <...> Сохранить его точно удалось, потому что бюджетные и налоговые пакеты были вместе, потому что перераспределение эффектов – это ключевой вопрос, связанный со сбалансированностью, и это сегодня сделано. Те дополнительные доходы, которые получит федеральный бюджет, будут перераспределяться в пользу регионов. <...> Я бы хотел сказать про инвестиционное стимулирование бизнеса. Это то, что является, на мой взгляд, краеугольным камнем, если мы говорим про эффект для экономики и сбалансированность решений в части бизнеса. Здесь для активно инвестирующих компаний налоговый вычет должен быть реальным стимулом и мотивацией это делать», – сказал губернатор Челябинской области, председатель комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер.
«Нам все-таки придется таргетировать инвестиции, нам придется определять приоритеты. Как избежать принципа индивидуализации льгот – наверное, мы это сможем преодолеть уже на этапе механики. Но в любом случае объемы и глубина инвестиционного налогового вычета не будут автоматическими, придется определять параметры и под эти параметры подстраивать приоритеты с учетом технологической повестки», – заявил министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников.
Проблемой может стать невозможность удовлетворить при формировании поправок в Налоговый кодекс России абсолютно все запросы бизнеса.
«Принципиальная позиция «Опоры России» была в том, чтобы для микробизнеса параметры не менялись, для тех, у кого пороги 60 млн рублей [объем годового дохода, при превышении которого компания облагается налогом на добавленную стоимость. – Прим. ред.]. Мы были услышаны, мы были поддержаны и Министерством экономического развития, и Министерством финансов, и правительством, и многими выступлениями депутатов Государственной думы, за что им отдельное спасибо. <...> Это касается 6,2 млн налогоплательщиков, для 97 % МСП параметры не поменялись. Это как раз говорит о сбалансированности», – сказал президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.
Как заметил министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, любые инновации, включая налоговые, должны обсуждаться с обществом.
Эксперты заверили в связи с этим, что обсуждение законопроекта о внесении поправок в Налоговый кодекс России, направленного на донастройку налоговой системы, будет проходить максимально открыто.
Выполнение всех озвученных на площадке ПМЭФ экономических задач в условиях неослабевающего внешнего давления потребует беспрецедентных усилий. От слаженности работы правительства, регионов, общества будет зависеть их быстрое и эффективное решение.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков, Елена Майорова, Дмитрий Шевалдин, Наталья Оксак, Ольга Юшкова, Иван Кабанов, из фотобанка Фонда Росконгресс photo.roscongress.org / Кирилл Казачков, hippopx.com
ПМЭФ-2024