Россия стремится к цифровому суверенитету, как и многие другие страны. Независимость собственной IT-инфраструктуры влияет на экономическое развитие государства, стимулирует инновации, а также уменьшает зависимость страны от иностранных цифровых решений. Особое внимание вопросам цифрового и технологического суверенитета власти стали уделять после событий 2022 года, когда рынок покинули западные технологические компании. Тема цифрового суверенитета была прописана в «Майском указе» президента Владимира Путина. «ФедералПресс» рассказывает, каких показателей в Кремле хотят добиться к 2030 году, что это даст отрасли и реально ли достичь поставленных целей.
Как власти хотят добиться цифрового суверенитета
Глава Минцифры Максут Шадаев в ноябре 2022 рассказывал о проблемах, которые возникли в отрасли с началом конфликта на Украине. Министр пояснил, что только 20 % программ, которые используются на российских промышленных предприятиях, имеют «адекватные российские аналоги». Помимо нехватки отечественного софта, у IT-отрасли не было нужного количества специалистов. По разным оценкам, дефицит составляет до одного миллиона человек.
За прошлый год наметились положительные тенденции. Среди крупных отраслей экономики страны IT-отрасль заняла лидирующее место по темпам роста. Так, с 2019 по 2023 годы объем реализации продуктов собственной разработки увеличился в 2,5 раза. Он составил 3,1 трлн рублей, посчитала в своем исследовании Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ). Средний годовой темп прироста по динамике валовой добавленной стоимости превысил 10 %, а вклад в ВВП вырос за четыре года и достиг 2 %. Это произошло из-за внутреннего спроса на технологии со стороны бизнеса и населения.
В мае этого года появился указ президента Владимира Путина о национальных целях развития России до 2030 и в перспективе до 2036 года. В нем одной из целей, поставленных властями, стала «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной среды».
Согласно новому майскому указу Путина, перед государственным аппаратом и регионами стоят следующие задачи:
- К 2030 году технология обработки больших объемов данных, использование искусственного интеллекта, а также технологий машинного обучения должны быть внедрены в ключевых отраслях экономики, социальной сферы и госуправления;
- Создать рынок данных. Он включает хранение обмен и защиту этой информации, вовлечение рынка в хозяйственный оборот;
- Увеличить число домохозяйств, оборудованных доступом в интернет, до 97 % к 2030 году;
- 80 % ключевых отраслей экономики должны перейти на российское программное обеспечение;
- Доля отечественного ПО в госорганах, госкорпорациях, госкомпаниях должна достигнуть 95 % к 2030 году;
- 99 % социально значимых услуг для граждан должны предоставляться в цифровой форме;
- Создать систему, которая будет эффективно противостоять киберпреступлениям;
- Обеспечить сетевой суверенитет сети «Интернет»;
- Повысить удовлетворенность россиян качеством работы государственных и муниципальных служащих.
Кроме этого, в феврале текущего года президент Владимир Путин подписал обновленную Национальную стратегию по развитию искусственного интеллекта. Она включает меры по созданию инфраструктуры и поддержке кадров, по развитию науки.
Премьер Михаил Мишустин подчеркивал, что использование стратегии должно обеспечить рост вычислительных мощностей, а вице-премьер Дмитрий Чернышенко говорил, что к 2030 году около 5 тысяч организаций смогут на льготной основе использовать вычислительные мощности для разработки искусственного интеллекта.
Зачем нужен цифровой суверенитет
Страны, обладающие развитым цифровым суверенитетом, контролируют киберпространство, информационные технологии, а также цифровые данные. Так, США держат под контролем большую часть мирового интернет-трафика и инфраструктуры, технологические гиганты от Microsoft до Google тоже родом из Америки, в этой стране также принят закон CLOUD Act, позволяющий властям требовать данные от тех компаний, которые находятся за пределами страны.
На лидерство в сфере информационных технологий претендует Индия, в которой расположены крупные IT-компании Infosys (годовой оборот 4,1 млрд долларов) и Tata Consultancy Services (годовой оборот 25,9 млрд долларов в 2022 году), играющие роль на глобальном IT-рынке. Индия также стремится к суверенитету в киберпространстве: число пользователей интернета в стране в 2021 году достигло 624 млн человек.
В Южной Корее расположены компании LG и Samsung, известные во всем мире в сфере технологий. Кроме этого, в сфере IT Республика Корея также находится в числе передовых: уровень проникновения интернета и инфраструктуры 5G там очень высок.
В государствах, где вопросу цифрового суверенитета уделяют большое внимание, данные граждан и компаний оказываются более защищены от кибератак и утечек информации. Кроме этого, страны становятся более независимыми от иностранных программных и аппаратных решений. Развивается собственный рынок программного обеспечения. Также цифровой суверенитет дает стране экономическое развитие. IT-отрасль растет, привлекаются инвестиции, создаются новые рабочие места, считают эксперты.
Так, вице-премьер Дмитрий Чернышенко заметил, что внедрение технологий искусственного интеллекта в отрасли экономики – конечно, отечественных – уже дало экономического эффекта на чуть более 1 трлн рублей, а к 2030 году этот показатель превысит 11 трлн рублей.
Как власть помогает IT-отрасли
Льготы для сферы информационных технологий власти представили в середине 2022 года. Среди них: освобождение IT-компаний от налога на прибыль, кредиты для бизнеса по льготной ставке – всего под 3 %, а для работников – отсрочка от армии и льготная ипотека. Всего в 2022 году на развитие этой сферы было выделено более 26 млрд рублей.
Еще одна мера поддержки – это гранты. В июле 2023 года Минфин выделил 11 млрд рублей на импортозамещение программного обеспечения. Деньги изыскали из резервного фонда на развитие таких направлений, как «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение».
Дмитрий Чернышенко подчеркивал, что выдача грантов стала фактором роста отрасли. Так, доходы IT-компаний в 2022 году увеличились на 35,3 %. Они составили 2,3 трлн рублей.
В рамках нового национального проекта «Экономика данных» для импортозамещения программного обеспечения, а также электроники и компонентной базы власти заложили 130 млрд рублей. Основной задачей этого нацпроекта стало покрытие сфер экономики и госуправления цифровыми платформами.
На одну из них – «Гостех» – активно переходят федеральные и региональные министерства, а также ведомства. Эта система задумана в качестве основной для государственных информационных сервисов. Всего с конца 2023 года ей активно пользуются 24 федеральных и 11 региональных органов исполнительной власти. На платформе были запущены информационные системы Росимущества, Федерального фонда ОМС, Минспорта.
«Платформа имеет беспрецедентный уровень защиты от киберугроз», – заметил Чернышенко.
На поддержку развития искусственного интеллекта, который также необходим для цифрового суверенитета, правительство запланировало потратить 5,2 млрд рублей в этом году.
Премьер Михаил Мишустин заметил, что целые секторы экономики смогут выйти на качественно новый уровень с помощью продуктов на основе ИИ.
«Это необходимо для обеспечения независимости от иностранных поставщиков, укрепления безопасности нашей страны», – сказал он.
Какими методами можно добиться цифрового суверенитета
Планы властей по развитию цифрового суверенитета в майском указе – масштабные, подчеркнул в беседе с «ФедералПресс» директор РАЭК Сергей Гребенников. Он добавил, что от успехов IT-отрасли во многом зависит эффективность экономики и суверенитета государства.
Среди наиболее важных пунктов указа Гребенников выделил формирование рынка данных и противодействие преступлениям, которые совершаются с помощью интернета.
«Увеличение темпов инвестиций в отечественные решения в сфере ИТ представляется чрезвычайно полезной мерой, инвестиции могут помочь создать крутые ИТ-продукты», – сказал собеседник «ФедералПресс».
В майском указе можно выделить два ключевых направления развития: технологический и сетевой суверенитет, а также увеличение темпов развития отрасли и скорости внедрения технологий, считает гендиректор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.
По его словам, один из наиболее важных пунктов указа – массовый переход компаний на отечественное программное обеспечение — его доля к 2030 году должна составлять не менее 80 %.
«У российской ИТ-отрасли есть огромный потенциал по замещению иностранного ПО. С 2022 года в России запущены и успешно развивают свою деятельность. индустриальные центры компетенций (ИЦК) по различным отраслям промышленности и центры корпоративных решений (ЦКР)», – сказал эксперт в беседе с «ФедералПресс».
Глава РАЭК Сергей Гребенников подчеркивает, что импортозамещение программного обеспечения осуществляется неравномерно.
«Крупный бизнес заинтересован перейти быстрее и имеет больше возможностей, чем малый и средний бизнес. Кроме того, если операционные системы, офисное ПО, CRM-системы, антивирусы и так далее у нас есть, то с некоторыми продуктами ситуация обстоит хуже (например, SAP и Autodesk)», – заметил он.
Говоря о развитии рынка программного обеспечения внутри страны ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин подчеркивает, что впервые Россия отказывается от зарубежных решений.
«Есть внутренний спрос, есть инвестиции, есть понимание, что эти частные инвестиции будут возвращаться в обозримом будущем. Эти сроки примерно 10, 15, 20 лет», – сказал он в беседе с «ФедералПресс».
Глава АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко пояснил, что импортозаместив иностранные решения, нужно будет двигаться к цифровой независимости, а далее – к технологическому лидерству. Для этого нужно создавать продукты для глобального рынка.
«Что необходимо для формирования таких условий? В первую очередь, это технологическое совершенствование и поддержка российских компаний, особенно в области разработки отечественного софта и железа. Во-вторых, нельзя закрываться от международного влияния и трендов. Важно развивать партнерские отношения с мировыми компаниями и участвовать в международных проектах и исследованиях», – сказал эксперт.
Цифровой суверенитет к 2030 году реален?
Говоря о том, можно ли полностью добиться цифрового суверенитета, Муртазин подчеркивает, что это понятие достаточно расплывчатое.
«Если мы говорим о полном цикле производства всего внутри страны, то мы его не добьемся. Так же, как Америка и другие страны. Никогда, ни у кого на сегодняшний день в таком виде этого суверенитета нет. Америка зависит от «железа», которое производится на Тайване. От голландских литографов зависит весь мир. На 100 % реализовать эту задачу, как ее часто понимают, невозможно», – сказал эксперт.
Тем не менее, подчеркивает Муртазин, государство создает различные ниши и преференции для российских компаний, управляет рынком с помощью регуляторики.
«К 2030 году отрасль будет если не самодостаточной, то покрывать основные потребности государства и компаний внутри страны. Осталось всего ничего. Я думаю, что это будут очень бурные года, потому что инвестиции в отрасль идут на очень большом уровне», – уверен Муртазин.
Глава АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко подчеркивает, что к 2030 году планируется достичь полной «цифровой зрелости», обеспечить сетевой и технологический суверенитет, пройдя через цифровую трансформацию деятельности государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
Директор РАЭК Сергей Гребенников тоже с оптимизмом смотрит в будущее.
«Надеюсь, в IT-отрасли к 2030 году будет много конкурентоспособных российских ИТ-решений, бизнес будет развиваться в благоприятных условиях, а Рунет станет еще безопаснее и комфортнее для пользователей», – говорит он.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что Путин провел рабочую встречу с министром науки Фальковым. На ней в том числе обсуждался технологическй суверентет России.
Фото: unsplash.com, ФедералПресс / Антон Пигарев
Эксклюзивы «ФедералПресс»