Истории о домашнем насилии без труда можно встретить на страницах интернета. Жертвами преступлений чаще всего становятся женщины и дети. Недавно омские активисты выступили с инициативой о введении закона о домашнем насилии. Поводом стала трагедия в Казахстане, где экс-министр национальной экономики забил до смерти свою жену Салтанат Нукенову. После этого в республике ужесточили законодательство о домашнем насилии. Героиня нашей истории – пенсионерка, которая, устав от вечных скандалов и побоев, во время мытья посуды «зацепила» пьяного и агрессивного сына ножом, а на следующий день тот умер. О том, как все было на самом деле и можно ли было избежать трагедии, – в материале «ФедералПресс».
Молчание до добра не доведет
Мы встретились с осужденной Валентиной (имя изменено, – Прим. ред.) на территории жилого комплекса в колонии-поселении. С виду маленькая и щуплая старушка с голубыми глазами, полными отчаяния. Можно подумать, что бабушке лет 80, но ей в прошлом месяце исполнилось 60. Тяжелое детство с пьющим отцом, развод с мужем, издевательства сожителя и взрослого сына, а потом убийство и колония. Все это оставило отпечатки на лице.
«Я сама не ожидала, что так получится и я окажусь здесь. Когда-то сошлась с мужчиной, но он нигде не работал, пил и поднимал на меня руку, а когда унимался, старший сын добавлял: бил и пинал ногами. Мы все жили на мою пенсию, они тянули из меня деньги, я влезла в долги. Сыну и сожителю постоянно надо было выпить, и они часто ссорились. От младших сыновей все утаивала. Боялась. Они уже взрослые, но было страшно признаться, вот молчала и терпела», – не сдерживая слезы, вспоминает женщина.
Валентина – многодетная мать из Оконешниковского района, у нее трое сыновей. Правда, после трагических событий осталось двое. По ее словам, младшие трудятся, а старший сын не был женат, нигде не работал и в последнее время много пил. В тот роковой день женщина была на кухне и чистила картошку. Мужчина подошел к ней и во время словесной перепалки схватил мать за волосы, а женщина, не стерпев обиды, в сердцах случайно ударила его ножом вбок.
«Даже крови не было. Я сразу вызвала скорую помощь, но Виталий (старший сын, ныне покойный. – Прим. ред.) не захотел ехать и заставил меня написать отказ. Медики осмотрели его, поставили укол и уехали. В тот вечер я ушла из дома, а на утро нашла сына мертвым. Он был белый, как мел. Произошло внутреннее кровотечение, вот и все», – рассказывает пенсионерка.
Я жалела сына
История Валентины – хороший сценарий для сериала. Уставшая от домашнего насилия женщина, не совладав с эмоциями, убила старшего сына, о котором заботилась и которого жалела все эти годы, а дальше следствие и колония. Суд вынес приговор – 7 лет исправительной колонии общего режима. Сейчас женщина была бы рада вернуться в тот день и все исправить.
«Я бы настояла на том, чтобы Виталю госпитализировали, поехала бы с ним в больницу. Тогда я была в состоянии аффекта и побоялась настоять на госпитализации. Он мне ночами снится. Когда выйду отсюда, приду к нему на могилу. Я знаю, где она находится. Буду ходить туда, пока ноги держат», – говорит женщина.
Возникает невольный вопрос – почему пенсионерка терпела домашнее насилие, прощала сожителя, боялась сына и не заявляла на него в полицию, а любимого снова впускала в дом.
«Я жалела сына и прощала сожителя, а крайней в итоге оказалась я. Человека, с которым я жила, уже нет в живых. Меня посадили, а он в итоге спился и его нашли мертвым. У сына семьи не было. Не сложилось, он сходился с одной девушкой, но у нее была эпилепсия, и она умерла. У сына тоже была эпилепсия, и я его всегда жалела, все думала, что обойдется», – говорит пенсионерка.
По словам женщины, она не раз обращалась в правоохранительные органы.
«А толку… Ну придет участковый, поговорит с сожителем, только тот за дверь, а супруг опять с кулаками лезет. Бывало, даже сын заступался. Вывод один: не нужно прощать подобное, а если уж обратились в полицию за помощью, доводите дело до конца», – отмечает осужденная.
Меня забрали в чем была
Валентина вспоминает, что ее задержали сразу после известия о том, что сын скончался, и два дня продержали в местной полиции. Потом были суд, колония в Новосибирске, а по прошествии нескольких лет – этапирование в омскую колонию-поселение.
«С сыновьями созваниваюсь, сноха тоже звонит. Поддерживают меня и плакали. Мне тяжело дался первый год. Я не понимала, что делать. Первые два года я проводила на кухне: чистила овощи, занималась уборкой. Словом, отвлекалась, как могла, а потом я написала заявление, и меня перевели в колонию-поселение», – отмечает женщина.
Сейчас женщина отбывает наказание в колонии-поселении и осенью надеется выйти по УДО.
«Если даст Бог, то начну жизнь с чистого листа. Хочу свой дом на земле, сноха уже купила, буду там разводить огород. Мой средний сын не женат и на сегодняшний день толком нигде не работает, но я уверена, что история не повторится. Он меня ни разу не обижал, звонит мне и поддерживает», – поясняет женщина.
Берусь за любое дело
В силу возраста Валентина не может быть трудоустроена. Однако за решеткой старается заниматься разными делами.
«Я полы мою, пыль протираю, решаю сканворды. Нас водят в клуб по праздникам, слушаем разные лекции, а если здоровье позволяет, то тружусь в нашем огороде. У меня за плечами 11 классов общеобразовательной школы и техникум. Я училась на агронома, диплом в архиве лежит. Работала в разных местах, а сейчас мечтаю поскорее выйти и общаться с детьми и внуками», – делится желаниями осужденная.
По словам Валентины, она держится ради детей. Причем женщина старается не зацикливаться на своей беде и надеется, что преподнесенный судьбой урок позволит ей быть сильной.
«Меня подломила смерть мамы, у нее был рак. Иногда бывает, что выпью, но в запой не уходила. Сыновей гоняла тоже, они выпивали, пусть не каждый день, но случалось. Сейчас хочу все забыть и начать просто жить», – говорит пенсионерка.
«Женщинам и молодым девушкам я хотела бы дать совет: если вас обижают, не терпите, обращайтесь в правоохранительные органы», – резюмирует Валентина.
Фото: предоставлено пресс-службой УФСИН РФ по Омской области