Григорий Нак, сын влиятельного ямальского бизнесмена и политика Игоря Нака, стал фигурантом коррупционного уголовного дела. Арест предпринимателя бросил тень на строительную империю семьи Нак – подрядчика крупных проектов на Ямале. Что известно о семейном бизнесе и какие госконтракты реализовала династия строителей, выяснил «ФедералПресс».
Уголовное дело
В громком коррупционном деле экс-мэра Нового Уренгоя и бывшего замгубернатора Андрея Воронова всплыли имена трех ямальских строителей. Вслед за политиком в Москве арестовали исполнительного директора проекта «Проектстройсервис» Григория Нака, а также руководителя проекта Максима Лясина и архитектора Эдуарда Полянского.
Предпринимателей обвиняют в даче взятки Андрею Воронову в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ).
«По версии следствия, Воронов, занимая должность заместителя губернатора ЯНАО, получил взятку от представителей организации в виде выполнения и оплаты дизайнерских услуг в фактически принадлежащем его семье жилом доме за общее покровительство коммерческой деятельности предприятия и взаимосвязанных с ним организаций при заключении и исполнении государственных контрактов на территории ЯНАО», – сообщил официальный телеграм-канал судов общей юрисдикции Москвы.
Разберемся, кого и за что посадили в клетку подсудимого. «ФедералПресс» изучил виды работ, которые доверили фигуранту уголовного дела с громкой фамилией.
Что известно о компании
«Проектстройсервис» основан в 2015 году. Головной офис находится в Лабытнанги. Компания реализует строительные проекты полного цикла на Крайнем Севере. По данным системы проверки контрагентов Seldon.Basis, за 2023 год выручка предприятия выросла на 4 млрд рублей и составила 12,58 млрд рублей.
У «Проектстройсервиса» два совладельца: 60 % уставного капитала принадлежит бизнесмену Дмитрию Королю, 40 % – арестованному Максиму Лясину. Главный учредитель Дмитрий Король возглавляет ООО «Ямалтрансстрой», который на 75 % принадлежит Елене Нак. Также Король руководит ООО «КМ-Инвест», эта компания на 99 % в собственности ООО «Трансинвестгрупп». Стопроцентным владельцем последней организации является АО «Ямалтрансстрой». А этой компанией руководит лично Игорь Нак – тюменский предприниматель и депутат Тюменской областной думы.
С 2019 года компания выиграла 23 госконтракта на 2,87 млрд рублей.
Самые крупные проекты «Проектстройсервиса»:
- в 2020 году выиграла пятилетний контракт на 1,3 млрд рублей на разработку проектной документации, инженерных изысканий и строительство Салехардской станции скорой медицинской помощи и территориальный центр медицины катастроф ГБУЗ «СОКБ» с гаражом;
- подготовка обоснования вложений в инвестпроект по строительству набережной в Салехарде, проведение технологического и ценового аудита (28 млн рублей);
- в 2021 году заключила контракт стоимостью 1 млрд 85 млн рублей на проектирование и строительство детского технопарка «Кванториум» в Салехарде (срок окончания – 2026 год).
Как начинался семейный бизнес
Глава семейства Игорь Нак – крупный российский транспортный строитель и влиятельный политик. Компания АО «Ямалтрансстрой» с сорокалетней историей перешла ему по «наследству» от бывшего руководителя – его отца.
Фирму создали в 1985 году для строительства железных дорог на Крайнем Севере. В 1992 году госпредприятие акционировали. Гендиректором избрали Владимира Нака. Его сын Игорь Нак поднялся по карьерной лестнице в компании и в 1997 году стал топ-менеджером. Его брат Владимир Нак работает в АО техдиректором и руководителем строительных проектов на Ямале.
По данным Seldon.Basis, в 2023 году выручка АО «Ямалтрансстрой» составила 42,63 млрд рублей (–7 млрд рублей). С 2011 года компания выиграла 17 государственных контрактов на 7,59 млрд рублей.
Самые крупные проекты строительной компании:
- строительство на Ямале новой железной дороги Обская – Бованенково – Карская, с 1986 по 2010 год построено 650 километров главных железнодорожных путей, перегонов, станций и разъездов, включая путевое развитие станции Обская;
- контракт на строительство набережной в Салехарде стоимостью 898,9 млн рублей, расторгнут в 2022 году по соглашению сторон;
- контракт на 2,9 млрд рублей на строительство портовых и речных сооружений, пристаней для яхт, набережных, пирсов, молов, доков и аналогичных портовых сооружений, включая ремонт (набережная Салехарда);
- кафедральный собор Преображения Господня на набережной реки Шайтанки в Салехарде высотой 63 метра и общей площадью 3,5 тыс. кв. м (стоимость проекта – 4,818 млрд рублей). Самый крупный храмовый комплекс за полярным кругом.
Политическая карьера Нака-старшего
Карьеру политика Игорь Нак начал в 1989 году в горсовете народных депутатов и думе Лабытнанги. После муниципального уровня произошел головокружительный взлет – получил мандат в нижней палате российского парламента. С 1996 по 2007 год бизнесмен несколько раз избирался депутатом Госдумы РФ.
В начале нулевых возглавлял политсовет ямальского отделения общественного движения «Единство», а затем политической партии «Единая Россия». С 2007 года – депутат Тюменской областной думы.
В январе в СМИ появилась инсайдерская информация о том, что Игорь Нак планирует отказаться от депутатского мандата ради бизнеса. Однако пока этого не произошло.
Нак входит в топ самых богатых тюменских парламентариев. По данным декларации о доходах депутатов за 2021 год, политик заработал 92,2 млн рублей.
Это не первый громкий коррупционный скандал на Ямале с высокопоставленными чиновниками за последние несколько лет. Три года назад арестовали экс-главу окружного департамента транспорта и дорожного строительства Максима Першикова по подозрению в получении взятки. В 2023 году суд Салехарда вынес оправдательный приговор. В текущем году прокуратура в кассационном порядке добилась отмены приговора. Уголовное дело направили на новое судебное рассмотрение. В чем конкретно обвиняют бывшего чиновника, читайте в нашем материале.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова, Елена Майорова, изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0