Предприятия Петербурга уже не первый год ощущают дефицит специалистов различных отраслей. Особенно остро не хватает инженеров, водителей, поваров, среднего медперсонала, учителей, слесарей механосборочных работ, монтажников, продавцов и других работников. Между тем некоторые компании находят способы привлечь кадры и подстроиться к новым реалиям на рынке труда. О том, почему возникла нехватка сотрудников, как предприятиям восполнить кадровый голод, где и как искать рабочих, – в материале «ФедералПресс».
Ситуация на рынке труда в Петербурге
В Северной столице увеличивается дефицит рабочих. Согласно данным, которые Центр занятости населения Петербурга предоставил «ФедералПресс», количество вакансий, которые может предложить ведомство, растет с каждым годом.
Вместе с тем за последние четыре года число безработных в Северной столице ежегодно сокращалось.
Почему возник дефицит рабочих
Среди причин дефицита сотрудников – перестроение экономики на импортозамещение, открытие новых предприятий и курс на повышение объемов продукции, отметила в разговоре с «ФедералПресс» заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом ГК «Ancor» Татьяна Баскина. Низкая рождаемость тоже виновата в нехватке рабочих кадров.
«Мы на пике демографической недостачи, особенно самой востребованной на рынке труда возрастной категории 25–35 лет», – объяснила Баскина.
Таким образом, дисбаланс рынка труда вызван низким уровнем безработицы, оттоком рабочей силы, в том числе мигрантов, избыточно жестким регулированием гибких форм занятости (например, предоставлением работников на краткосрочные проекты), непопулярностью рабочих специальностей у молодежи и отставанием системы образования за потребностями бизнеса.
«Сегодня уровень занятости в России самый высокий за всю ее историю. Выше, чем в советское время, когда наказывали тунеядцев», – отметил в разговоре с «ФедералПресс» председатель Комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко.
По его словам, рынок труда претерпел радикальные изменения в короткий период времени. Причем это произошло во всех развитых странах. Если до ковида все говорили о дефиците квалифицированных кадров, то, как только все вышли из ковида, заявили о тотальной нехватке рабочих. За это время развились новые формы занятости. Если до коронавирусной пандемии в России из 100 % занятых более 80 % находились в стандартных трудовых отношениях, а лишь 20 % были самозанятыми и индивидуальными предпринимателями, то после выхода из ковида это соотношение стало 50 % на 50 %.
«Грубо говоря, у нас половина официально занятых и платящих налоги граждан – это люди, у которых нет типичных трудовых отношений. Таким образом, у стандартного работодателя сократился выбор работников с 80 % до 50 %. Почти в два раза. Наступила необходимость менять сознание как у граждан, так и работодателей. Эта новая сложность нового рынка занятости и породила проблему дефицита», – объяснил Чернейко.
Как решают проблему нехватки рабочих рук
Между тем положение с кадрами на предприятиях носит управляемый характер, отметили опрошенные «ФедералПресс» эксперты. «Ситуация не так плоха, как это принято писать. Говорить о том, что дефицит рабочих рук нарастает, было бы не совсем корректно», – председатель Комитета по труду и занятости населения Петербурга Дмитрий Чернейко.
Также он отметил, что на данный момент дефицит перестал нарастать. Постепенно работодатель привыкает к новому миру, рынку и другим соискателям, а также находит способы привлечь специалистов.
«Необходимо полностью перестраивать кадровую работу компаний и делать ее более человекоцентричной. Это очень тяжело. Тем не менее появилось много работодателей, которые научились это делать. Например, группа «Илим», «Теремок», «Лента», «Газпромнефть». Дело не только в зарплатах, но и в создании условий труда, атмосферы, предоставления дополнительных бонусов. Но главное, чтобы человек себя ассоциировал с этим работодателем», – пояснил Дмитрий Чернейко.
Ряд крупных и средних предприятий перешли от примитивного подбора персонала к формированию системы кадрового обеспечения. «Не хватает работников там, где работодатели не успели перестроиться. Трудно выделить отрасли, где наиболее остро ощущается дефицит кадров. Дежурный вариант – говорить про промышленность, но там все очень дифференцированно. Есть большое число предприятий, где научились решать проблему», – подчеркнул Чернейко.
В Петербурге в рамках совета при губернаторе по улучшению условий ведения бизнеса создана рабочая группа «Кадры», в рамках которой представители различных отраслей экономики, системы образования, органов власти работают над поиском решения проблемы. По словам Чернейко, одна из задач объединения – подготовить работодателей к пониманию, как им взаимодействовать с образовательными учреждениями.
Заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом ГК «Ancor» Татьяна Баскина в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» рассказала, какие меры помогут решить проблему нехватки рабочих рук как для самих компаний, так и для государства:
1. Смена парадигмы «к нам стоит очередь соискателей» на «отбор без предубеждений».
2. Расширение кандидатского поля с учетом охвата всех трудоспособных категорий работников и исключения дискриминации, в том числе студентов и выпускников, пенсионеров и предпенсионеров, инвалидов, молодых мам и т. п.
3. Инвестиции в обучение, переобучение и повышение квалификации работников за счет государства и работодателей.
4. Целенаправленное развитие ценностного предложения работодателя для различных социально-демографических и профессиональных категорий кандидатов.
5. Усиление взаимодействия государства и работодателей с системой образования.
6. Развитие внутренней трудовой мобильности и цивилизованной миграции с оцифровкой трудового пути мигранта.
7. Снятие бюрократических барьеров для гибких форм занятости (проектная работа, вахты, релокация).
8. Хит 2024 года – удержание ценных сотрудников как альтернатива привлечению новых.
9. Автоматизация, роботизация, технологии на основе генеративного искусственного интеллекта. Однако для этого тоже нужны высококвалифицированные сотрудники.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин; инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова
Человеческий капитал