Бутафор и художник-постановщик Юрий Якубенко хорошо известен в омских творческих кругах. Он работал в Омском государственном музыкальном театре и на других площадках города. Позже, женившись, перебрался в Краснодарский край, где создавал образы для местного театра, «Кинотавра», кинофестиваля «Южные ночи» и других крупных проектов. Знаком с художником Никасом Сафроновым и другими известными людьми кино и эстрады. Недавно его жизнь разделилась на «до» и «после». Уже почти два года он отбывает наказание и почти 2 месяца находится в колонии строгого режима № 6. «ФедералПресс» встретился с известным бутафором и поговорил о новых проектах, о сожалениях и мечтах и ради кого он стремится вернуться на свободу.
Я даже на «Поле чудес» барабан крутил
Мы встретились с Юрием Якубенко в его мастерской. Здесь он может рисовать эскизы для будущих мероприятий колонии, создавать декорации для спектаклей и на короткое время забыть о том, что за окнами – тюремный плац, а вместо привычной одежды – тюремная роба. Своего имени и лица 61-летний художник не скрывает.
«Мне скрывать нечего», – скромно улыбаясь, говорит он.
Юрий Якубенко родом из Омска. Отец – военный, а мама была связана с театром. Однако на решение стать художником-декоратором повлияла тетя, работавшая на тот момент в Омском драматическом театре.
«Я с детства любил рисовать, и тетя часто меня брала с собой на работу. Мне нравились красивые декорации, музыка. Долгое время я проработал в Омском государственном музыкальном театре, но после службы в армии женился и уехал на юга. Жена у меня грузинка, и ей ближе климат Краснодарского края, да и родственники были там», – вспоминает художник.
Там его работа пошла в гору. Когда работал в местном театре, Якубенко пригласили на «Кинотавр» в качестве художника-постановщика.
«Тогда президентом «Кинотавра» был Олег Янковский. Я делал подиум к театру, а также изготавливал оформление в «Жемчужине», где после официальной части проводились различные мероприятия для актеров, а также рисовал бодиарт», – делится впечатлениями осужденный.
Юрий Якубенко даже попал на «Поле чудес». В Геленджике он много лет пел в ансамбле «Чумаки», который пригласили в Москву.
«Мы ездили на «Поле чудес», все понравилось. Меня потом приглашал в Москву Никас Сафронов и предлагал свою помощь в продвижении, но я отказался. Москву я люблю, но в Геленджике мне больше нравилось», – отметил бутафор.
Один поступок – другая жизнь
Народная поговорка гласит «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Общаясь с Юрием Якубенко, даже трудно представить, что наказание, за которое он отбывает наказание в колонии – статья 105 УК РФ «Убийство».
«Каждый человек может ошибиться, такое бывает. Я решил отправиться в 2014 году в Луганск и там служил в ополчении. Как говорится, долг позвал. Там я был ранен, после чего меня отправили на легкий труд – я охранял местного главу. В один из дней на меня напал злоумышленник, я выстрелил, ранение для него оказалось смертельным. В итоге спустя 8 лет меня осудили на девять лет, хотя я не был в розыске. Год провел в колонии Луганска, а потом меня перевели сюда по месту прописки», – отметил бутафор.
Даже находясь в колонии, Юрий Якубенко остается верным своему делу.
«Жизнь продолжается, и я понимаю, что я должен продолжать заниматься тем, что я люблю и умею, к тому же когда администрация колонии предоставляет все условия для творчества», – отмечает осужденный.
По словам бутафора, идеи для декораций рождаются в ходе обсуждений с режиссером или просмотра сценария, а иногда образы приходят из жизни. К примеру, создавая костюмы к сказке Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца удалого молодца» (спектакль с успехом прошел в «День колонии» 19 июля 2024 года. – Прим. ред.), Юрий Якубенко посетил несколько репетиций будущего спектакля.
«Стараюсь, чтобы все выглядело как настоящее. Работа занимает от месяца до полугода. Все зависит от сложности проекта», – отмечает бутафор.
Юрий Якубенко отмечает, что сказочная тема ему наиболее близка.
«Мне папа в детстве читал сказки, был даже фильмоскоп, а потом я уже своей дочери читал сказки, а иногда и придумывал что-то сам. Я русский человек и сказка мне близка», – отметил Якубенко.
О семье
По ту сторону решетки Юрия Якубенко ждет семья – жена и дочь. По словам осужденного, девушка очень талантлива.
«Ее даже приглашали на курсы в Италию на полный пансион, но жена не пустила, поскольку ей было на тот момент только 16, а я был как раз в Луганске и не смог повлиять на это решение. Тем не менее дочь много поездила по Европе и сейчас учится в Саратовской консерватории», – рассказывает осужденный.
Супруга Юрия Якубенко – педагог начальных классов, преподает в местной школе в Геленджике.
«Я поддерживаю с родными хорошие отношения и знаю, что они меня ждут. Если бы была возможность отмотать время назад, то, возможно, все было бы иначе, но так получилось», – грустно протягивает мужчина.
Юрий Якубенко – разносторонний человек. Он и бутафор, и художник-декоратор, даже изготовлял на заказ ювелирные украшения на заказ, знает фотографию и архитектурное дело, с детства занимается спортом. В общем, после освобождения из колонии без работы не останется.
«Если никуда не возьмут, то буду дома писать картины, возможно, ювелирные украшения буду изготавливать. У меня много товарищей, у которых есть свои мастерские, и они всегда меня поддержат», – отметил осужденный.
Сейчас у Юрия Якубенко одна мечта – освободиться, а пока находится здесь – посетить православный храм.
«Если бы у меня была еще одна жизнь, то я посвятил бы ее монашеству. Вообще хочу вернуться на свободу, в семью, заняться работой. Я подал прошение на телефон, и как только у меня будет возможность позвонить, первыми, чей номер я наберу, будут жена и дочь», – резюмировал Якубенко.
Фото: предоставлено пресс-службой УФСИН по Омской области