ЦБ и Минфин не нашли оснований для отсрочки новой страховки для такси, сообщают СМИ. Ранее перевозчики просили власти перенести введение обязательного страхования для перевозчиков такси (ОСГОП) на 2028 год, однако оно появится уже с 1 сентября 2024 года. Что изменится на рынке такси с введением новой нормы и насколько подорожают поездки – читайте в материале ФедералПресс.
Такси застрахуют по-новому
С 1 сентября 2024 года в России появится новый вид страхования для такси – таксопаркам будет необходимо оформлять полис страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Представители отрасли просили власти отложить введение новой страховой нормы до 2028 года, однако ЦБ и Минфин отказались пойти навстречу перевозчикам, сообщают СМИ. Стоимость полиса будет составлять от 1300 до 5400 рублей в год, однако эксперты прогнозируют рост тарифов в будущем.
«К сожалению, мы не смогли добиться переноса сроков вступления ОСГОП на более поздний период. Но мы считаем, что необходимо внесение корректировок в страхование гражданской ответственности перевозчика легковым такси. Мы продолжим работу в данном направлении», – сказала председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.
За отсутствие нового полиса власти вводят крупные штрафы. Для ИП и руководителя транспортной компании он может составить до 50 тысяч рублей, а для юридического лица – от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Кроме этого, перевозчику будет ограничена возможность работать в такси – разрешение могут приостановить или вовсе аннулировать. По данным экспертов, при текущих условиях на рынке такси законно работает только четверть перевозчиков, которые зарегистрированы в региональных реестрах.
При наступлении страхового случая законом устанавливается минимальная страховая сумма для каждого пассажира. Компенсация по риску причинения вреда жизни и здоровью – не менее 2 миллионов рублей, а по риску причинения вреда имуществу – не менее 23 тысяч рублей.
Инициатива о распространении нормы об обязательном страховании гражданской ответственности на легковые такси была предложена в марте 2018 года группой депутатов. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что доступность услуги такси является негативным фактором для безопасности пассажиров.
«Доступность услуги по перевозке легковыми такси для граждан и экономическая выгода этого бизнеса приводит к неконтролируемому увеличению парка легковых такси, непрофессионализму водителей, злоупотреблениям в этой сфере и сопровождается повышенными рисками для здоровья и безопасности граждан», – говорится в документе.
Мнение экспертов
Простой алгоритм действий
Председатель Общероссийского объединения пассажиров, заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов отмечает, что, безусловно, введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами в нынешнем виде полезно для людей и защищает права граждан.
«По сути вводится страхование пассажиров. Мы как объединение пассажиров также призываем все те службы заказа, которые ранее вводили добровольные страховые выплаты на время, когда ОСГОП начнет работать в полную силу, сохранили все выплаты с их стороны», – указывает эксперт. Тогда выплаты составляли сумму до 2 млн рублей, и службы заказа такси выплачивали эти деньги пассажирам добровольно.
«В целом, страхование ответственности перед пассажиром – позитивно и позволит защищать его права. Раньше что-то доказать и компенсировать те потери, которые пассажир понес в ДТП, было крайне сложно», – заметил Зотов.
Собеседник «ФедералПресс» отметил, что стоимость поездки вряд ли вырастет в разы.
«Не думаю, что это вообще каким-то образом серьезно повлияет на рост цен. Однако подчеркну, что получение полиса ОСГОП должно быть таким же простым, как и получение ОСАГО», – подчеркнул эксперт.
При этом доступность полисов – как ОСАГО, так и ОСГОП – должна быть прогнозируемой.
Также страховые компании должны выработать достаточно простой алгоритм действий пассажира в случае возникновения ДТП.
«Нужно, чтобы каждый пассажир знал свои действия, сценарий того, что нужно сделать для получения положенной страховки. Мы также готовы поспособствовать информационному сопровождению наших граждан», – заключил Зотов.
Разведка боем
В свою очередь, заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов указывает, что ОСГОП – это новый вид страхования, и у рынка есть большое количество опасений по поводу того, как это будет работать.
«Самые большие опасения связаны даже не с дополнительными тратами – в конце концов, эти траты перекроются тем, что не будет рисков самостоятельно возмещать какой-то ущерб в случае ДТП. Есть проблемы с теми водителями, которые не работают в такси постоянно, которые берут автомобиль, может быть, раз в неделю, чтобы подхалтурить», – рассуждает эксперт. Полисов на один день не существует, напоминает Холодов.
«С тем же ОСАГО все решается проще, потому что там страхуются автомобили. А здесь перевозчик такой полис приобрести не может», – указывает собеседник «ФедералПресс». Вероятно, в первое время лишь крупные компании будут применять новый вид страхования, тогда как самозанятые станут рассчитывать на то, что не будут оштрафованы, полагает Холодов.
«Думаю, когда власти принимали решение о том, что отсрочка введена не будет – это было решение о «разведке боем»: ввести этот вид страхования и дальше уже корректировать на практике все необходимые моменты после того, как он начнет работать», – заключил член Общественной палаты РФ.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина