Основные направления стратегического развития Арктической зоны РФ на ближайшие десятилетия обсудили в Архангельске во время форума «Арктика – регионы». Представители власти и бизнеса во время дискуссий смогли договориться об объединении возможностей и усилий для решения вопросов освоения и развития Арктической зоны РФ. О ключевых тезисах и заявлениях форума – в материале «ФедералПресс».
Что планируется реализовывать в Арктике в ближайшие годы
В Арктике формируется централизованная система управления процессом северного завоза. Уже определены федеральный координатор и 20 региональных координаторов северного завоза. Кроме того, формируется система мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз»). Система обеспечит своевременное выявление рисков сбоев в поставках.
В 2024 году объем северного завоза составит 4 млн тонн. Он охватывает более 2 млн человек, живущих в АЗРФ.
В целях обеспечения безопасности Северного морского пути (СМП) идет формирование цифровой экосистемы. Она включает в себя единую платформу цифровых сервисов, комплексы беспилотных летательных аппаратов, а также бортовые измерительные комплексы.
На данный момент Минвостокразвития совместно с регионами Арктики, Росатомом, РЖД и логистическими компаниями создает новые маршруты по Северному морскому пути. В опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры вошли 346 объектов. Это аэропорты, дороги, железнодорожные станции, морские и речные порты.
В Архангельской области для реализации инвестпроектов будет создана новая территория опережающего развития – «Столица Севера». Кроме того, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский предложил пересмотреть условия резидентства в АЗРФ, максимизировав преференциальные условия для новых производств.
В Архангельске появится новый глубоководный порт. Согласно проекту, порт сможет принимать суда с максимальной осадкой 14,5 метра. Это позволит обрабатывать морские суда типа Panamax дедвейтом 75 тысяч тонн. Объект станет драйвером развития экономики. Создание порта входит в мастер-план региона.
В регионе для решения задач по укреплению технологического суверенитета страны применительно к Арктике создается студенческий кампус мирового уровня «Арктическая звезда». В него должны войти три корпуса общежитий не менее чем на 2750 мест (как для студентов САФУ, так и для СГМУ), гостиница на 700 мест, ФОК с бассейном и общественно-деловая зона с научными пространствами, лабораториями и предприятиями общепита.
Также в Поморье проведут модернизацию локальной энергетики на основе внедрения автономных гибридных энергетических комплексов. Это позволит наладить энергоснабжение региона, где сейчас работает более 40 энергосистем, требующих регулярного завоза тысяч тонн дизельного топлива.
Судостроительный кластер получит государственную поддержку. Этой отрасли необходимо завершить процесс импортозамещения. Кроме того, губернатор Архангельской области Александр Цыбульский предложил перевести центральный офис ОСК (Объединенной судостроительной корпорации) из Петербурга в Северодвинск, где находится около 40 % мощностей корпорации.
Эксперты о важнейших задачах развития Арктики
Во время форума удалось решить ключевую задачу – объединение возможностей и усилий регионов для решения вопросов освоения и развития Арктической зоны РФ, объяснил в разговоре с «ФедералПресс» генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин. Дискуссии были полезными для бизнеса и региональных команд, которые смогли где-то синхронизировать свою работу между собой, подчеркнул эксперт.
Дополнительно результатом форума он назвал позиционирование укрепления Архангельской области как одного из ключевых регионов – столпов арктической политики Российской Федерации. «Архангельский порт – важнейшая точка старта грузопотоков по Северному морскому пути. Сегодня там реализуется крайне важная экспортно-импортная инициатива – совместный российско-китайский проект по перевозке грузов между Архангельском и китайскими портами. Новые грузы после пилотных в прошлом году прибыли в Архангельск как раз сразу по окончании форума», – рассказал Максим Данькин.
Доцент ИОН РАНХиГС, координатор Экспертного совета ПОРА (Проектный офис развития Арктики) Александр Воротников в разговоре с «ФедералПресс» выделил три важнейшие задачи, которые необходимо реализовать в Арктике.
1. Развитие Северного морского пути (СМП), который станет круглогодичным. Это позволит обеспечить необходимыми грузами арктические и северные территории. Кроме того, СМП станет устойчивым транспортным маршрутом, связывающим Европу и Азию, который безопасен и короче альтернативных путей.
2. Реализация мастер-планов арктических агломераций. Для каждой агломерации, для которой уже разработан комплексный план, будет разработана и своя программа. То есть программа будет одна для каждого города, в ней будут учтены разные направления развития, указанные в мастер-плане. Эксперт отметил, что необходимо добиться того, чтобы многие объекты, строительство которых предполагается по этим мастер-планам, были учтены в национальных проектах для выделения на них федерального финансирования.
3. Реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2050 года. Именно развитие данной стратегии определит будущее Арктики и нашей страны в новом технологическом мире, уверен Александр Воротников.
«Ее реализация позволит совершить энергопереход, занять достойное место в современном высокотехнологичном мире, так как и металлы, добываемые и перерабатываемые в АЗРФ (никель, медь, платина, палладий, литий, редкие земли и так далее), и переход к производству водорода (это тоже в Арктике)», – заключил эксперт.
Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова
Развитие Арктики и Дальнего Востока