С началом нового учебного года службы такси в России могут столкнуться с массовым дефицитом водителей. Эта ситуация вызывает тревогу у пассажиров, так как многие могут остаться без привычного транспорта. Подробности сообщает «ФедералПресс».
С 1 сентября 2024 года в России вступают в силу новые требования для водителей такси, которые могут привести к серьезным изменениям на рынке пассажирских перевозок. Таксисты будут обязаны оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОП). Однако большая часть водителей оказалась не готова к этим нововведениям, что грозит массовым оттоком таксистов с рынка. По данным Союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», около 75 % таксистов не выполнили новые обязательные требования.
Почему водители не смогут работать
Основное требование, которое водители должны выполнить к 1 сентября, – оформление полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОП). Этот полис защищает пассажиров в случае аварии или других инцидентов во время поездки. Однако, чтобы оформить ОСГОП, водителю необходимо иметь разрешение на работу в такси, которое есть только у 25 % водителей, преимущественно в Москве.
Кроме того, в ряде сложных условий, предусмотренных законом №580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа», значатся: обязательное перекрашивание автомобиля в определенные цвета региона, а также наличие путевых листов с отметками о ежедневных медицинских и технических осмотрах. Эксперты сообщили, что в России нет достаточной инфраструктуры для того, чтобы самозанятые водители могли выполнять эти требования в оперативном режиме.
Среди самозанятых водителей, которые составляют значительную часть таксомоторного рынка, разрешение на деятельность получили лишь 1,5 %, что составляет около 21 тысячи человек из 1,5 миллиона. Сотрудники таксопарков имеют лучшее положение – 60 % из них уже оформили разрешение, но в целом это только 600 тысяч человек. Таким образом, по всей стране только четверть таксистов смогут продолжать работу после 1 сентября.
Это приводит к тому, что значительная часть извозчиков остается в «серой зоне», не имея возможности легализовать свою деятельность. С 1 сентября сотрудники ГИБДД получат право проверять у них наличие полиса ОСГОП. Отсутствие полиса может привести к массовому уходу водителей с рынка, что грозит дефицитом такси в стране.
Как предлагается решить проблему
Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» направил письмо к главе правительства Михаилу Мишустину с просьбой отложить вступление новых правил в силу, чтобы дать водителям больше времени на оформление всех необходимых документов.
Некоторые таксопарки и представители отрасли предлагают адаптировать правила под рынок, введя краткосрочные полисы ОСГОП, аналогичные существующим краткосрочным полисам ОСАГО. Это позволило бы водителям приобретать необходимые страховки онлайн и оперативно выходить на маршруты.
Однако Министерство финансов РФ находится на стороне новых требований и настаивает на вступление их в силу в установленные сроки, подчеркивая, что они направлены на повышение безопасности пассажиров.
Перспективы рынка такси
Если новое регулирование вступит в силу без изменений, россияне могут столкнуться с резким сокращением числа такси. Это может привести к росту цен на поездки и ухудшению доступности услуг такси, особенно в регионах. Несмотря на готовность властей внедрить новые правила, эксперты считают, что для полноценного функционирования рынка такси необходимо доработать законодательство и создать более удобные условия для водителей.
Ранее «ФедералПресс» напомнил родителям России правила безопасной перевозки детей в автомобиле.
Фото: ФедералПресс / Вытольский Виктор, Полина Зиновьева