31 августа 1920 года – знаменательная дата в российской истории. В этот день из ворот завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде выехал первый серийный отечественный танк – «Борец за свободу товарищ Ленин», также известный как «Рено-русский». Это событие стало отправной точкой для развития отечественной танковой промышленности. Об истории создания первого русского танка и его влиянии на ход истории – в материале «ФедералПресс».
Первые попытки создания танка в России
История создания первого русского танка началась задолго до 1920 года. Еще в начале XX века российские инженеры и конструкторы проявили интерес к этой новой военной технике. В 1911 году был разработан проект бронированного автомобиля конструкции Александра Пороховщикова, который можно считать одним из первых прототипов танка.
Однако Первая мировая война застала Россию врасплох в плане танкостроения. В то время как на полях сражений Европы уже вовсю использовались английские и французские танки, Россия не имела собственных боевых машин этого типа. Это стало одной из причин тяжелых потерь русской армии в начале войны.
«Рено-русский»: первый шаг к танковой независимости
После Октябрьской революции новое советское правительство осознало необходимость создания собственной танковой промышленности. В 1919 году было принято решение о копировании французского легкого танка Renault FT-17, который зарекомендовал себя как эффективная боевая машина.
Завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде был выбран для производства первого русского танка. Инженеры и рабочие, несмотря на трудности и нехватку опыта, смогли в кратчайшие сроки освоить производство новой техники. 31 августа 1920 года первый серийный танк «Борец за свободу товарищ Ленин» выехал из ворот завода.
Характеристики и боевое применение
«Рено-русский» был легким танком, вооруженным пулеметом или 37-мм пушкой. Он имел экипаж из двух человек и мог развивать скорость до 8 км/ч. Хотя танк был не лишен недостатков, таких как слабая броня и низкая проходимость, он стал важным шагом в развитии отечественного танкостроения.
«Рено-русские» принимали участие в Гражданской войне, в боях против басмачей в Средней Азии и в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге. Они доказали свою эффективность в борьбе с пехотой и кавалерией противника, а также в поддержке наступательных операций.
От «Рено-русского» до «Арматы»: эволюция отечественного танкостроения
Создание первого русского танка стало началом долгого и успешного пути развития отечественного танкостроения. В 1930-х годах были разработаны и запущены в производство легендарные танки Т-34 и КВ, которые сыграли решающую роль в победе над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
После войны советские конструкторы продолжали совершенствовать танковую технику, создавая новые модели, такие как Т-54, Т-62, Т-72 и другие. В настоящее время Россия является одним из мировых лидеров в области танкостроения, а танк Т-14 «Армата» считается одной из самых современных боевых машин в мире.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о деталях строения нового российского танка Т-95.
Фото: НП «Викимедиа РУ»* / Музей отечественной военной истории / Creative Commons Attribution 4.0 (CC BY 4.0)
* 18 МАРТА 2024 ГОДА ОРГАНИЗАЦИЯ ВКЛЮЧЕНА МИНЮСТОМ РФ В РЕЕСТР «ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ»